Британский пример снятия ограничений случайно породил новое движение протеста по обе стороны Атлантики Поделиться
В канадской столице продолжает действовать режим чрезвычайного положения, введенный властями города в связи c протестами дальнобойщиков. Водители грузовиков недовольны антиковидными ограничениями, ставящими перед ними выбор — прививка или работа, — но солидарность им выражают и представители других профессий, причем уже по обе стороны Атлантики. Пока в Оттаве ищут покинувшего резиденцию премьера Джастина Трюдо, а в Париже готовятся к возрождению движения «желтых жилетов», мы поговорили с жителями Канады, Франции и Бельгии об их восприятии происходящего.
Канадские власти в стремлении погасить протест апеллируют к ожидаемым доводам, прежде всего, экономическим. Как считают специалисты, простой бастующих дальнобойщиков серьезно бьет по экономике страны, и — по кошелькам самих водителей. Особо рьяные противники демонстраций пугают жителей Оттавы пустыми прилавками из-за нехватки зарубежных поставок, но, как отметил в разговоре с «МК» житель канадской столицы Кирк Смертл, до дефицита далеко.
«То, что сейчас происходит, это не война или нечто вроде, — подчеркнул он. — Просто в Оттаву не пускают лишние грузовики. Те, что успели въехать в город или остановится в окрестностях, так и остаются на своих местах. Водителям выписывают штрафы, но никто не применяет к ним силу. Среди полицейских нет какого-то раздражения — они и так ежедневно выписывают штрафы за неправильную парковку».
Что касается поставок продуктов, то, продолжает наш собеседник, в них пока нет необходимости. «Оттава крупный город, у торговых сетей здесь множество складов с различными запасами, ни от кого не слышал, чтобы чего в супермаркете не нашлось. Медицинские учреждения работают в обычном режиме, там тоже всего хватает, это связано с пандемией в целом», — напоминает Кирк.
«Сочувствующих протестующим много, и тут неважно, кем кто работает. Это касается общей усталости людей и новостей о том, как в других странах, где ситуация хуже, чем у нас, власти отменяют локдауны», — заключает наш собеседник.
Майкл Фиппс, проживающий в Торонто, также говорит о банальной усталости и о том, что у дальнобойщиков первых просто хватило духу пойти на демонстрации: «Вы видели эти огромные машины? Конечно, они (водители) просто берут канадские флаги и становятся на улицах, людям это нравится, потому что они говорят от лица всей страны. Но не каждый может найти грузовик и встать, где захочет».
По словам 30-летнего Майка, сообщение между городами продолжается в штатном режиме, а его знакомые отметили, что и в Оттаву въехать на легковом автомобиле можно без проблем.
Протестные настроения перекинулись и за океан. Во Франции уже возникло онлайн-движение «Конвои свободы» — сотни тысяч человек выразили солидарность с канадскими дальнобойщиками и пригрозили отправиться в Париж, чтобы выступать против антиковидных ограничений.
Власти республики, впрочем, памятуя об опыте демонстраций так называемых «желтых жилетов», объявили новых протестующих вне закона, и пока неясно, насколько далеко готова зайти в зарождающемся противостоянии каждая из сторон.
По мнению жительницы Парижа Аннетт Моро, как таковых проблем с карантином у привитых французов нет, но на протестующих оказывает влияние зарубежный опыт. Причем, речь идет не столько о далекой географически Канады, сколько о расположившейся рядом Великобритании. Премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон недавно заявил о возможности снятия всех СOVID-ограничений уже в феврале, и это в условиях того, что на нулевой уровень заболеваемости его страна не вышла.
«Конечно, мы видим новости, о Джонсоне у нас говорят особенно много, учитывая, что и президент (Макрон, очевидно, имеются в виду выпады французского лидера в адрес Лондона относительно вины британских властей за гибель пересекавших Ла-Манш нелегалов. — «МК») часто его вспоминает. И мы читаем о том, как в Британии все плохо (французская пресса действительно не слишком нежна по отношению к соседям. — «МК»), но там же отменяют изоляционные меры, — подчеркивает наша собеседница. — Кому это понравится?».
С тем, что «британский пример заразителен» согласен и 29-летний Маркус Штайнер из Брюсселя. Бельгийская столица пока не оказалась в положении канадской, но предпосылки для демонстраций там есть. Тем более, что в Брюсселе сосредоточено немало учреждений Евросоюза, а, значит, протестные акции, случись они, будут адресован непосредственно европейскому руководству, а даже не национальному.
«Пока я видел комментарии в «Твиттере» с симпатией к канадцам и британцам, и даже объявления о каких-то местных группах протестующих, планирующих марш на выходные, — рассказал Маркус. — И это во многом связано с тем, что Брюссель — излюбленное место тех, кто ненавидит Евросоюз, они здесь могут рисовать на стенах, развешивать флаги и вообще быть в центре внимания. Но большинство все-таки более спокойны, да, не всем нравятся локдауны, и, если уж зашел разговор об Англии, то, конечно, обещания их премьера звучат круто. Но не думаю, что в Бельгии это станет поводом для протестов: пока все, связанное с недовольством, существует только в соцсетях».