«Талант летать у него был, рисковый он был — это факт» Поделиться
На месте падения грузового Ил-76 (предположительно борт был сбит по ошибке повстанцами) в Северном Дарфуре, в Судане, были найдены документы двух россиян. Один из них — Виктор Гранов — известный в авиационных кругах летчик и бизнесмен, долгие годы занимался коммерческими авиаперевозками в Африке. Воспоминаниями о нем поделился с «МК» пилот с 45-летним стажем Олег Башмаков, который тоже немало полетал по африканским странам.
— Виктора Гранова я знаю с 1994 года, — говорит Олег Башмаков. — Он закончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков, потом — Центр подготовки летчиков-испытателей. До распада Советского Союза работал на Ташкентском авиазаводе ведущим летчиком-испытателем Ил-76. Мы познакомились с ним в Ростове-на-Дону. Он тогда работал в авиакомпании «Пилот», был заместителем гендиректора по организации летной работы.
Как говорит Олег Башмаков, в 1998-ом он перегнал им с Шахтинского ремзавода в Африку, в королевство Лесото, на аэродром в Масеру Ан-2.
— Почти год я просидел в Масеру. В 99-ом Виктор предложил взяться за Ан-28. К тому времени «Пилот» уже сворачивал свою работу. И я согласился. Собрал бригаду и в апреле 99-го мы начали «поднимать» Ан-28. В сентябре в Африку ушла первая машина, затем вторая. Третью отправил в начале декабря и следом прилетел рейсовым бортом в Кигали, в Руанду. После прохождения таможни мы пошли с грузом в Конго. Виктор давал «провозку» на точку. Сам потом улетел в Эмираты, а оттуда в Россию.
Как говорит Олег Башмаков, год он летал «у Гранова». А потом ушел к местному хозяину, который купил у Виктора Гранова один из трех пригнанных бортов.
— Наши дороги с ним разошлись. Вновь мы пересеклись с Виктором в октябре 2021 года в Нижнем Новгороде. Он восстанавливался после аварии. Виктор разбился на дельталете. Его буквально «собрали» на шурупах. После того падения он понял, что дельталет — не его. Там управление в сравнении с самолетом в продольном канале — чисто противоположное. Чтобы набрать высоту — надо крыло давать от себя, чтобы снижаться — брать на себя. В условиях дефицита времени рефлексы «побеждают» процесс мысленного и тактильного контроля.
— Когда последний раз общались с Виктором Грановым?
— В июне он попросил «натаскать» одного летчика на Ан-28. Сам был в Оше, Киргизии. Там существовала ремонтная база Ил-76. Было собрано «железо» после Афгана. Его «поднимали» и давали ему вторую жизнь. Виктор оказался там по своим ташкентским связям. Меня он тоже спрашивал, нет ли желания полетать на Ил-76. Я отказался. После того как выполнил просьбу Виктора, на Ан-28 уже не садился. В конце сентября перегнали с хозяином Ан-2, «прогулялись» с Азовского моря до Москвы.
— Многие сомневались, тот ли это «Виктор Гранов из Африки», потому что на пластиковом пропуске, найденном на месте крушения Ил-76 было указано, что он главный инженер компании Airline Transport Incorporation FZC.
— Он и работал в Оше главным инженером.
На пластиковом пропуске был указан международный аэропорт «Манас», расположенный в Киргизии. В пресс-службе аэропорта объяснили, что Виктор Гранов — россиянин. Он был сотрудником компании Airline Transport Incorporation FZC. В мае 2024 года летчика пригласили для перегона самолета Ан-12 из аэропорта «Манас» в международный аэропорт «Ош». Тогда ему и была выдана тархетка — пластиковый пропуск на полет, чтобы он имел беспрепятственный доступ к аэровокзалу и перрону аэропорта. Но перегон не состоялся из-за занятости Виктора.
В пресс-службе также объяснили, что сбитый самолет с бортовым номером EX 76 011 принадлежал эмиратской компании «Рим стайл». А в 2024 году борт был продан компании New Way Cargo Airlines ST-JLN. И не имел никакого отношения к Airline Transport Incorporation FZC в Оше.
Сертификат на грузовые перевозки у самолета действовал до 16 июня 2025 года.
— Как думаете, Виктор на борту сбитого Ил-76 был в качестве пилота или инженера?
— Одно другому не мешает. Виктор в работе в Африке ориентировался на Виктора Бута. Талант летать у него был, рисковый он был — это факт. То, что на месте были обнаружены два тела погибших вместо пяти, которые должны были входить в экипаж, увеличивает вероятность того, что Виктор находился в кабине. Он и один мог поднять Ил-76. Инженер — бортовой или с земли — мог помочь запустить движки, и Виктор пошел в небо.
Ни для кого не секрет, что в Африке местные авиакомпании интенсивно используют самолеты еще советского производства с выработанным ресурсом.
На авиафоруме летчики рассказывали, что Виктор Гранов ни раз перегонял борта в одиночку в Африку. Однажды нашел в Запорожье списанный самолет, набрал со свалки и старых бортов двигатели и детали. Работяги помогли ему восстановить борт. И Виктор улетел на нем в Африку.
Про Виктора Гранова говорили, что он «лихой пилот, а вот как человек весьма сложный», что он «изучил Ил-76 от болтика до винтика, был влюблен в этот самолет». Но, в то же время, были те, кто считал Виктора Гранова авантюристом. Пилоты рассказывали, что он ни раз «кидал» экипажи на деньги.
— Меня он не «кидал», — говорит Олег Башмаков. — А авантюристами летчики становятся не от хорошей жизни. Мы до конца преданы небу. Экзюпери, например, до последнего летал, хотя сам в кабину войти и сесть уже не мог. Его заносили на борт.