Ценность «экологичных продуктов» сильно преувеличена Поделиться

Утверждение Гиппократа «мы есть то, что мы едим» до сих пор является главным девизом диетологов, а также всех, кто придерживается ЗОЖ. Древнегреческий целитель и философ считал, что болезни человека — это результат нарушения питания, привычек и образа жизни, и где-то с ним можно согласиться. Поэтому тема, как с помощью еды сохранить здоровье и продлить жизнь, занимает многих. На днях дочерняя компания нидерландского производителя молочных продуктов привела пять трендов в питании, которые, согласно ее социсследованиям, будут главенствовать в 2024 году. «МК» попросил российского врача оценить, насколько они подходят россиянам.

Персонализированная еда, альтернативный белок: названы передовые тренды в питании

Экологичность

Первый тренд, который приводят голландцы, это экологичность питания. Согласно исследованиям компании FrieslandCampina Ingredients, 48% потребителей меняли свои пищевые привычки в последний год ради заботы об окружающей среде, а 47% респондентов не верят в заявленную брендами «экологичность» своей продукции. 

— В отношении экологичности есть несколько аспектов, — объясняет врач-кардиолог, профессор кафедры факультетской терапии ПФ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук Альфред Богданов. — Для продвижения пищевой продукции многие компании заявляют об экологичности своего производства, которая не имеет отношения к качеству пищевых продуктов. И. действительно, есть категория населения, которая уделяет экологичности производства принципиальное значение; в основном, это жители мегаполисов, относящие себя к поборникам ЗОЖ, которые следят не только за собой, но и за сохранностью окружающей среды.  

Второй аспект – экологичность самих продуктов. Это различные фермерские продукты, продукция домашнего производства. Сейчас многие малые домашние хозяйства занимаются производством таких «деревенских продуктов». Они позиционируют свой бизнес как выращивание растительных или животных компонентов без добавления каких-либо стимуляторов, антибиотиков, удобрений и т.д.

Проблема в том, что, во-первых, такие продукты стоят всегда дороже «обычных» и доступны ограниченному кругу людей. А, во-вторых, по результатам анализа этого рынка, все малые предприятия, как только их индивидуальные хозяйства начинают производить чуть больше продукции и переходят в категорию средних или крупных фермерских хозяйств, уже не могут обходиться без удобрений, стимуляторов и пр. Сейчас можно наблюдать большое количество компаний, которые начинали как малые производства и на этом этапе тщательно следили за экологичностью, но потом перешли на те же комбикорма и так далее.  

Есть устоявшееся мнение, что продукты, выращенные вне промышленного производства, обладают большей пищевой ценностью и – нельзя сказать, что «большей безопасностью для здоровья», а корректней сказать – меньшими фармакологической и химической нагрузками. И это действительно так.

Но все же не стоит доходить до фанатизма в этом вопросе, потому что настолько мизерная разница по химическому составу между продукцией индивидуальных производителей и произведенной в промышленных масштабах, что никаких научных доказательств преимуществ «фермерской продукции» в настоящее время нет. Нет таких исследований, которые доказали бы, что, если вы будете питаться исключительно продукцией индивидуальных фермеров, то у вас уменьшается вероятность развития хронических заболеваний или увеличивается продолжительность жизни. Это, скорее, не медицинский вопрос, а вопрос моды на такие продукты и финансовой возможности отдельных категорий населения приобретать их.  

«Кишечник – всему голова»

Следующий вывод, которая сделали аналитики: для двух третей потребителей состояние желудочно-кишечного тракта чрезвычайно важно, а 52% считают, что оно влияет на состояние психики. Поэтому производители продуктов питания должны обращать внимание на про-, пребиотики и прочие полезные для ЖКТ компоненты.

По словам врача, исследованию микробиоты (совокупность всех микроорганизмов в кишечнике) сейчас уделяется колоссальное внимание во всем мире. Роль микробиоты открылась в последние десять лет с принципиально другой стороны. Оказалось, что по своему объему микрофлора – практически самостоятельный орган у человека, это огромная площадь, которая заселена микроорганизмами, которые отвечают не только за переваривание пищи, но и за транспортировку и всасывание большинства витаминов, минеральных веществ. Они регулируют гормональную сферу человека. Поэтому этот тренд нужно активно поддержать.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Киеве могли арестовать ученого, писавшего о Великой Отечественной войне

Сейчас в продаже есть большое количество и продуктов, обогащенных микроорганизмами (живыми бактериями), и продуктов, которые являются пребиотиками, то есть, содержат вещества, которыми питаются микроорганизмы нормальной флоры. Кроме того, существует множество лекарственных препаратов для поддержания и восстановления нормальной микрофлоры кишечника. Врачи подтверждают, что у тяжелых пациентов поддержание микрофлоры увеличивает их реабилитационные возможности.

Кроме того, многие болезни нашего века – и тот же ковид, и осложненные пневмонии сопряжены с нагрузкой на организм антибиотиков; по статистике сейчас потребление антибиотиков существенно выросло. В течение года любой человек как минимум один раз проходит курс антибиотикотерапии, а зачастую и несколько раз. И первый объект, который страдает от антибиотиков, – это кишечная микрофлора. Поэтому в наше время так важно уделять ей повышенное внимание.

Альтернативный белок

Еще один тренд в питании – 45% потребителей потребляют альтернативный белок, но при этом не все из них отказываются от животных продуктов. Как пояснил эксперт, основная идея этого направления – уменьшение количества животного белка и создание продуктов, которые вроде бы должны были изначально иметь животное происхождение, но там белок заменен на растительный источник. Самый яркий пример этому, и, наверное, практически единственный, за исключением соевых продуктов, это так называемое растительное молоко – овсяное, миндальное.  

Эту идею, в целом, можно было бы признать полезной, учитывая перекос в сторону животного белка по сравнению с растительным в рутинном рационе россиян. С другой стороны, для здорового человека замена обычного молока или животных продуктов на растительные в таком варианте особой пользы не принесет, а для пациентов, которые в этом реально нуждаются, гораздо правильнее будет просто уменьшить потребление животного белка, за счет чего уменьшится потребление и животного жира, содержащего холестерин, и заместить его обычной растительной продукций, содержащей белок. Эффект будет такой же, но это в десятки раз дешевле. Наиболее известными источниками растительного белка являются бобовые, включая сою, также его содержат крупы. Поэтому нет смысла делать упор на использовании каких-то псевдопродуктов, а проще и разумней уменьшить долю животного белка и увеличить долю источников растительного белка.

Персонализированное питание и здоровое старение

Оставшиеся два тренда — «персонализированное питание» и «здоровое старение». По данным исследований, 25% потребителей считают, что в продаже не хватает продуктов, отвечающих их специфическим нуждам. Что касается важности «стареть в здоровье», то компания сообщила: «Сейчас в мире 703 млн человек старше 65 лет. В 2050 их будет уже 1,5 млрд. И многие из них хотят увеличить качество жизни с помощью полезного питания».

— Зачастую пожилые люди экономят, а белковые продукты стоят недешево, и в итоге они их потребляют существенно меньше, — говорит Богданов. — Это, кстати, опасно с точки зрения кардиологии. К нам часто попадают пожилые пациенты со сниженным уровнем белка, и мы вынуждены его восстанавливать. Для этого существуют специальные смеси для энтерального питания (тип лечебного или дополнительного питания) пожилых людей. Но их назначают врачи-диетологи, гастроэнтерологи.

Самым надежным и правильным подходом к составлению рациона для пожилых людей остаются постулаты фундаментальной диетологии – это сбалансированное питание. И очень мощный тренд сейчас, в котором Россия лидирует, – это как раз персонализированная диетология.