Содержание
От «общества ожидания» к «обществу потребления»: как за 30 лет изменились Украина и украинцы [фото] Комментарии: 3 Скакодуб Андрей / УНИАН Потребительские привычки во всем мире поменялись до неузнаваемости, но у нас есть свои особенности.
Главное — купить, а что — не важно!
На днях по дороге в гости зашла в один из киевских двориков и увидела группу пенсионеров — человек 15, стоявших друг за другом, словно в очереди. Правда, самого «предмета очереди» не было — просто цепочка людей во дворе. Как раз в это время к ним подошла еще одна пожилая женщина и задала два вопроса именно в такой последовательности: «кто последний?» и «что будут давать?»
— Не давать, а продавать! — назидательно ответила первая в очереди. — Прошли те времена, когда нам что-то давали! А продавать будут фермерские молочные продукты. Через 10 минут подъедут.
Краем уха слушая этот диалог, я подумала о том, что нашим детям и в голову не придет сначала становиться в очередь и только потом интересоваться, за чем она стоит. Но как человек, прекрасно помнящий 90-е, я понимаю, откуда возникла эта привычка.
Советские времена многим запомнились именно тотальным дефицитом и длиннющими очередями во всех магазинах — и продуктовых, и промтоварных, и мебельных. В конце 80-х — начале 90-х было проблематично купить буквально все: от палки колбасы до дивана. А одной из самых завидных профессий была работа продавца — хоть в продуктовом, хоть в парфюмерном, хоть в мебельном магазине. Вот где можно было разжиться дефицитом!
Помню, как в такие дефицитные времена я шла мимо Печерского универмага и увидела очередь, которая растянулась только на улице не меньше чем на 100 метров. В кошельке у меня была первая стипендия, и мне так хотелось хоть что-то на нее купить! Поэтому я без всяких раздумий стала в конец очереди и через каких-то два часа стала обладательницей набора из шести чудесных хрустальных стаканов второго сорта. Мама меня тогда очень хвалила. А поскольку стаканы были второсортные, они заняли свое место не на «витрине» в серванте, а в кухонном шкафчике для повседневного использования, и это было круто!
В другой раз я отстояла несколько часов в огромной очереди с тыльной стороны столичного универмага «Украина». Причем начала я в ней стоять, когда еще ничего не продавали, но обещали женские демисезонные сапоги. А когда через три часа открылось окошко, выяснилось, что продают мужские свитера. Но не пропадать же очереди! Так что я купила свитер и потом подарила его папе на день рождения.
Современная молодежь даже не представляет себе, как это – пустые полки. Фото: ribalych.ru
История про хлеб и пирожные на новый лад
Как-то, разговаривая со своей племянницей, которая не любит читать, я сказала, что не представляю, каким было бы мое детство без книг. У нас была огромная домашняя библиотека, но я была записана еще в две городских и буквально «проглатывала» книги одну за другой. А еще очень любила ходить в гости с родителями: пока они общались со своими друзьями, я брала с полки понравившуюся книгу, и оторвать от нее меня было невозможно.
Племянница внимательно выслушала и предположила, что у меня, по всей вероятности, не было телефона с играми. И, услышав, что телефона действительно не было, дала дельный совет: «Так надо было играть на планшете или компьютере!»
Не правда ли, этот детский совет очень перекликается с фразой, приписываемой Марии-Антуанетте, которая, услышав, что у людей нет хлеба, посоветовала им есть пирожные?
Нынешние дети даже представить не могут, что всего того, что они видят вокруг себя с рождения, в детстве их родителей просто не было.
Наши дома напичканы бытовой техникой и электроникой, практически у всех украинцев есть мобильные телефоны, более чем у половины — смартфоны. Еще каких-то 25-30 лет назад украинцы стояли в очередях на установку домашних телефонов, а сегодня от них массово отказываются, поскольку имеют несколько мобильных номеров.
Сегодня доступ к интернету имеют три четверти украинцев, что позволяет властям периодически обещать устроить нам «страну в смартфоне». 30 лет назад об интернете что-то слышали считанные люди (кстати, слово «интернет» тогда даже писалось с заглавной буквы), а смартфонов не было вообще.
Да и формат общения изменился до неузнаваемости. Мы стали реже встречаться (и вряд ли виной тому коронавирус — эти изменения произошли гораздо раньше), разговоры по телефону вытеснились сообщениями в мессенджерах, обычная почта — электронной. А попробуйте при ребенке сказать слово «телеграмма» — и он тут же переспросит: «сообщение в Телеграм?»
Сегодня в магазинах есть все – были бы деньги.
Особенности национальных изменений
Справедливости ради надо сказать, что технический прогресс последних десятилетий охватил весь мир, так что к интернету и смартфонам приходится привыкать «с нуля» не только украинским пенсионерам, но и бабушкам и дедушкам по всему миру.
Но есть у нас и свои, сугубо внутренние радикальные изменения.
Во-первых, в наших квартирах стало меньше вещей. Если тридцать лет назад ковры, мебель и хрусталь в серванте были признаками достатка, то сейчас они стали символами ушедшей эпохи. Нагромождение техники из 90-х (ламповый телевизор, проигрыватель, магнитофон, радиоприемник, видеомагнитофон, музыкальный центр) сейчас заменяют плоский телевизор и ноутбук. А на смену балконам с лыжами и старым холодильником «на всякий случай» постепенно приходят балконы с шезлонгами и зоной отдыха.
Второе глобальное изменение касается путешествий. Если раньше Азовское и, тем более, Черное море были пределом летних мечтаний украинцев, то сегодня Турция и Египет стали настолько обычным делом, что их многие не воспринимают как «настоящую заграницу».
И, наконец, 30 лет назад мы жили намного «медленнее» и часто находились в постоянном ожидании чего-нибудь. Кто-то целый год ждал летнего отпуска, потому что это была единственная возможность поехать на море, кто-то годами числился в списке желающих купить автомобиль, кто-то десятилетиями ждал получения бесплатной квартиры, и при этом все мы каждый день стояли в очередях, одновременно ожидая и светлого будущего, и когда «выбросят» майонез (кстати, обратите внимание на слово «выбросить», которое использовалось повсеместно и как бы отражало скоротечность момента, когда на прилавке появлялось хоть что-то).
Сегодня та «эпоха ожидания» сменилась «эпохой потребления». Сейчас никто ничего не ждет, а многие без раздумий влезают в кредиты, чтобы прямо сейчас купить новый гаджет или даже автомобиль, которые им не по карману.
Недавний опрос, проведенный финансовым порталом, рассказал, на что копят деньги украинцы. В топе — техника и электроника (43%), отпуск и путешествия (37%), досуг (37%).
Впрочем, признаками этой новой эпохи являются не только доступные потребительские кредиты и мечты об отдыхе, но и буквально все вокруг: это и ставшие уже привычными супермаркеты с их кассами самообслуживания и предложениями по доставке; и рестораны на любой вкус и кошелек с самыми разнообразными кухнями; и торгово-развлекательные центры, где можно и покупки сделать, и пообедать, и детей развлечь, и в кино сходить; и АЗС с кафе, ресторанами и зонами отдыха; и интернет-магазины по всему миру; и онлайн-банкинг, и многое другое. Сегодня товар не надо ждать и «добывать» — он сам так и просится в вашу корзину.
Гармонии как не было, так и нет
Те, кто с тоской вспоминают прежние времена, как правило поясняют свою ностальгию наличием свободных денег. И это вполне логично, если вспомнить, что люди тратили зарплату в основном на продукты, и даже одежду перед тем как купить, надо было хорошенько поискать. За медобслуживание и образование тогда платить было не нужно, отдыхать советские граждане ездили по профсоюзным 5%-ным путевкам, а квартиры получали бесплатно. Мебель же в новую квартиру можно было взять, например, в рассрочку: это тот же кредит, но под минимальный процент. Так что у многих, особенно у пенсионеров, действительно водились «лишние деньги».
Сейчас все по-другому: квартиры нужно покупать, на отдых ездить исключительно своими силами, а условно бесплатные медицина и образование отнимают уйму денег — платить нужно на каждом шагу.
Сегодня любой товар — от продуктов и одежды до автомобилей и квартир — можно купить без проблем, были бы деньги. Но вот как раз с этим и засада: денег нет. Демографы утверждают, что за чертой бедности живут около половины наших сограждан. Опросы регулярно показывают, что более половины украинцев тратят заработанные деньги только на еду, а каждому пятому не хватает денег даже на питание, но при этом продукты продолжают дорожать.
Словом, за 30 лет и в мире вообще, и в нашей стране в частности поменялось очень многое. Неизменным осталось только одно: гармонии между доходами и расходами украинцев как не было, так и нет.
P.S. В заключение отмечу, что целью этого материала не является напомнить всем, как было хорошо, а стало плохо или, наоборот, как было плохо, а стало хорошо. Как человек, который видит не только «белое» и «черное», но и другие краски, я прекрасно могу понять и тех, кто ностальгирует по советским временам, и тех, кто говорит, что Украина начала жить и развиваться только обретя независимость. Но здесь речь не об этом.
Давайте, сравнивая «было» и «стало», воздержимся от негатива и осознаем, как нам повезло жить именно сейчас и пережить, без преувеличения, несколько эпох. Застать интереснейшее время, когда, как говорила Алиса из Зазеркалья, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Львов, 90-е годы. Впрочем, очереди за дефицитом (а точнее, за всем) были по всей Украине. Фото: Тадеуш Рольке/ немецкий журнал «GEO»