Содержание
Беларусь может прекратить поставки бензина в Украину. Что известно на данный момент Комментарии: 1 IADE-MichokoPixabay Консультации еще продолжаются, но дефицит топлива в Украине возможен.
Украина и Беларусь застыли в шаге от разрыва чуть ли не всех экономических отношений. Минск, похоже, начал шантажировать Киев энергетическим оружием. Так, Белорусская нефтяная компания все еще не подтверждает поставки бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. Киев в ответ может с завтрашнего дня запретить белорусским самолетам летать транзитом через территорию Украины. С учетом того, что около 30% бензина мы закупаем как раз у Беларуси, есть шанс, что нам может грозить дефицит топлива.
Ни да, ни нет
О блокировке поставок сообщил на своей странице в Фейсбук 28 мая директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
— Худшее решение, которое могли принять белорусы в текущей ситуации, — закрыть поставку бензина А-95 в Украину, где за их продуктом 50% рынка. С другой стороны, еще один сигнал нам, третий за эту весну. Я так понимаю, консультации еще идут. Но задача стоит нестандартная — найти 50 тыс. тонн «пятого». Без моря не обойтись, а я даже не помню, когда в последний раз эта марка приходила морем, — отметил эксперт.
По данным Liga.Net ЗАО «Белорусская нефтяная компания» пока не подтвердила поставки бензина марки А-95 для украинских контрагентов на июнь. Об этом 28 мая сообщает enkorr со ссылкой на владельцев долгосрочных контрактов по поставке бензина БНК.
— Сегодня нам сказали, что по А-95 поставок не будет совсем. Между тем по А-92 будет поставлен полный объем, — заявил источник издания.
В отделе продаж «БНК Украина» корреспонденту LIGA.net, который представился оптовым покупателем, сообщили, что продажи по долгосрочным договорам не остановлены. При этом остановлены спотовые продажи.
— По споту не продаем неделю, только по долгосрочным договорам, – заявили в БНК Украина.
Будет ли дефицит
По данным группы «А-95», в январе — марте 2021 года украинский рынок бензина вырос на 13% (61,6 тыс. тонн), до 521 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (459,5 тыс. тонн). Импортные поставки из Белоруссии выросли на 50% — до 226,2 тыс. тонн. При этом доля украинского бензина в общем балансе рынка по итогам первых трех месяцев текущего года составила 49,5% против 52,3% в январе — марте 2020 года.
В Консалтинговой группе «А-95» считают, что в случае прекращения поставок бензина А-95 из Беларуси на рынке может образоваться дефицит. По данным группы, среднемесячные поставки белорусского А-95 в 2021 году равнялись 55 тыс. т, что составляет около 50% рынка этой марки.
— Нехватка 50% поставок не может пройти для рынка бесследно. Частично можно перекрыться за счет Литвы, но маловероятно, что завод сможет поставить больше 10-15 тыс. т. Можно импортировать по морю, но таких поставок давно никто не делал, неизвестна техническая возможность оперативно принять и выгрузить такой объем, – считает Куюн.
Ранее эксперт выражал сомнения в том, что Лукашенко решится «выстрелить себе в ногу» и заблокировать поставки в Украину.
— Я в это не верю. Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая в свою очередь является одним из локомотивов белорусской экономики. Мозырский НПЗ, который стоит на границе с нами, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок, Беларусь же обеспечивает преимущественно Новополоцкий НПЗ, расположенный на севере. Т.е. Беларусь кормит Украина (безусловно, после России). Именно поэтому я не верю, что Лукашенко будет даже намекать на проблемы с топливом, — писал Куюн.
Согласны с этим и другие профильные эксперты. Они говорят, что цены на топливо в Украине сопоставимы с европейскими, если, конечно, отбросить налоговую составляющую.
— Наши розничные цены давным-давно позволяют возить бензин ORLEN (польская нефтеперерабатывающая компания. — Ред), — пишет эксперт издания Oilpoint Эльдар Салимов на своей странице в Facebook. — Да, настоящий и качественный. Ресурс заместить поставки из Беларуси есть. Он есть в море и есть на других границах. Просто Беларусь была удобнее — перетащил через границу, назвал 95-м и можно продавать. А теперь о плохом: мы же понимаем, что «есть возможность» и «так и будет» — совершенно разные понятия?»
Украина ездит на белорусском топливе
Ранее «КП в Украине» узнавала у экспертов, чем Беларусь может ответить Украине. Выяснилось, что топливо — один из козырей. Фактически вся Украина — от тракторов до танков — ездит на белорусском дизеле.
— Топливо — это действительно большая проблема, потому что замену нам не найти — не будем же мы покупать его в России, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Так что в случае чего придется покупать в Литве или Германии.
По словам Максима Орыщака, дефицит дизельного топлива в июне может составлять от 150 до 200 тыс. тонн.
— Если говорить о поставках топлива в будущем, то риск ухудшения политических отношений может поднять цены, — говорит эксперт. — Но в любом случае топливо нужно будет кому-то продавать. Значит, задача экспортера — сделать ценник таким, чтобы он подходил покупателю.
По словам эксперта, на сегодня Украина потребляет более 7 млн тонн дизельного топлива в год, импортируя две трети своих потребностей из РФ и Беларуси. При этом Орыщак напоминает, что в мае-июне вне зависимости от нынешних событий ожидалось сокращение поставок из-за перерыва на техобслуживание на белорусском Мозырском НПЗ.
По данным ценового агентства Argus, объемы ввоза на Украину бензина из Белоруссии в 2020 году выросли на 23.1%, или на 160 тыс. тонн относительно 2019 года, — до 853.4 тыс. тонн. Всего на рынок Украины в прошлом году ввезено 1.09 млн тонн бензинов (плюс 50.6 тыс. тонн), при этом внутри страны производство увеличилось на 65 тыс. тонн — примерно до 1.04 млн тонн. Это значит, что доля белорусского бензина в общем объеме импорта составила 78%.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Ранее Украина запретила импорт электроэнергии из России и Беларуси до 1 октября, закрыла авиасообщение с Беларусью и свое небо для белорусских самолетов.
Все это — последствия инцидента с самолетом Ryanair, который возмутил мировое сообщество и послужил импульсом для новых санкций и ограничений в отношении режима Лукашенко.
23 мая в Минске принудительно посадили самолет компании Ryanair и задержали летевшего на борту экс-главреда «Телеграм»-канала NEXTA Романа Протасевича, который освещал выборы президента страны в 2020 году и массовые протесты, а также его девушку-россиянку, обвиняемую в ряде преступлений. КГБ Беларуси занес журналиста в список лиц, причастных к террористической деятельности.