Наступление на январь. Сценарии для Украины

Министр обороны Алексей Резников заявляет, что наиболее вероятным временем для военной эскалации со стороны России рассматривается конец января.

Разговоры о новом наступлении России на Украину не прекращаются. Добавляют масла в огонь и новые заявления Кремля. Какие сценарии рассматриваются сейчас?

Прогнозы Украины

«Россия в течение года применяет тактику своеобразных «волн». Состоялась концентрация войск недалеко от наших границ. Потом личный состав отводился в места постоянной дислокации, а техника оставалась. Это позволяет противнику сократить время на развертывание.

В апреле и сентябре этого года Россия стягивала к нашим границам более 50-ти батальонно-тактических групп. Сейчас вокруг Украины и во временно оккупированном Крыму в постоянной готовности находится 41 батальонно-тактическая группа, из которых 33 – на постоянной основе, 8 – дополнительно переброшены в Крым. Суммарное количество войск на территории Российской Федерации, а также на временно оккупированных территориях, которые могут быть задействованы в эскалации, сегодня оценивается в 94,3 тысячи человек», — заявил министр обороны Украины Алексей Резников.

По его словам, Россия уже начала зимние учения вблизи Украины, активизировала разведку, проверяет связь и осуществляет меры по маскировке. На прошлой неделе произошло усиление танков и бронетехники в Брянской и Смоленской областях РФ.

В случае вхождения двух больших кораблей Балтийского флота из Средиземного в Чёрное море, их общее количество в регионе увеличится до 9-ти. Вместе с катерами это позволит противнику одновременно перебрасывать до 3 тысяч военнослужащих и до 250 единиц боевой бронированной техники, отметил министр.

«Это свидетельствует о сохранении уровня напряженности в Азово-Черноморском регионе. За этими маневрами наблюдаем не только мы – и потому никаких сюрпризов не будет. Напротив: наши военные укрепляют направления по самым большим рискам. Наша разведка анализирует все сценарии, включая самые плохие. Она отмечает, что вероятность масштабной эскалации со стороны России существует. Наиболее вероятным временем достижения готовности к эскалации будет конец января. Эскалация является возможным сценарием, но не является обязательным. Наша задача избежать его. Чем лучше мы сработаем сами и вместе с нашими партнерами, тем меньше будет угроза эскалации. Способ – сделать цену возможной эскалации неприемлемой для агрессора. Украина наиболее заинтересована в политическо-дипломатическом сценарии урегулирования. Никаких силовых провокаций с нашей стороны, в принципе, быть не может. В то же время, путь умиротворения агрессора не рассматривается. В случае необходимости Украина даст отпор», — подчеркнул Резников.

Министр обороны Украины добавил, что противник применяет невоенные меры: экономические, энергетические и т.д., чтобы дестабилизировать и ослабить оборону Украины. Среди них – и риск атаки мигрантов с севера после «де-факто аншлюса Беларуси».

Прогнозы партнеров

Госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил Сергея Лаврова, что Россию ждут серьезные санкции в случае обострения конфликта с Украиной. На Западе опасаются, что Россия может начать военную операцию под предлогом защиты своих граждан в Донбассе, где в последние годы полмиллиона жителей получили российские паспорта. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Помощь Украине от США. Есть прогресс в переговорах

«Возвращается кошмарный сценарий военного противостояния», — заявил, в свою очередь, Лавров, подчеркнув, что Россия не хочет конфликтов. 

Британское издание Guardian пишет, что президент Байден уже несколько недель озабочен ситуацией вокруг Украины, но попытки снизить напряженность, в том числе встречей в четверг Блинкена с Сергеем Лавровым, результата не принесли. Это позволяет предположить, что Россия хочет продолжения кризиса.

Компания Jane’s, специалист по военной разведке, зафиксировала дислокацию российских танков, артиллерии и прочей техники от Крыма до Смоленска, ее эксперты хладнокровно описывают это как аномальную российскую военную активность.

Директор исследований в сфере международной безопасности аналитического института Rusi Нил Мелвин охарактеризовал концентрацию войск как намного более серьезную чем в апреле, потому что на этот раз есть признаки непосредственной подготовки к боевым операциям. Конкретный пример этому — полевые модификации бронетехники, представляющие собой похожие на металлические клетки конструкции, надстроенные сверху.

Как пишет газета, эти модификации — признак обеспокоенности российского командования недавними закупками Украиной западных образцов оружия. Особую озабоченность вызывают американские переносные противотанковые ракетные комплексы «Джавелин» и турецкие ударные дроны TB2 «Байрактар». Эти системы поражают бронетехнику там, где она более всего уязвима, а именно сверху. Все это, пишет газета, вызывает вопрос: почему Россия стремится форсировать события? 

Guardian приводит мнение украинского аналитика лондонского Королевского института международных отношений Орыси Литцевич, считающей, что время играет на Украину, и Кремль не хочет наблюдать, как соседняя страна медленно, но верно дрейфует в сторону Запада. 

Можно утверждать, что Москва таким образом проверяет решимость США и коллективного Запада, особенно в период, когда к власти в Германии приходят новое правительство. Но западные дипломаты подчеркивают, что Украина не является членом НАТО, и поэтому Запад не обязан защищать ее, если она подвергнется нападению. Именно поэтому Йенс Столтенберг подчеркнул, что Запад ответит экономическими санкциями. 

Полномасштабное нападение трудно представить, считает Нил Мелвин, но цель России, по его мнению, другая — оживить забуксовавший Минский процесс. 

«Россия хочет нейтрализовать Украину и превратить ее в буферное государство. Это будет оптимально для Кремля — иметь признанный автономный Донбасс с руководством, избранным под российским контролем и имеющим право вето на внешнюю политику Киева», — цитирует эксперта Guardian.

Такую интерпретацию Минских соглашений, однако, будет политически невозможно продать Украине, частично по этой причине этот процесс и забуксовал. Так что эта проверка на прочность в противостоянии между Востоком и Западом еще далека от завершения, резюмирует британская газета.

Читайте наш сайт в Google News