«Какое красивое, интересное лицо! А ты сама вкусная такая, как булочка» Поделиться

У каждого из нас происходят в жизни встречи, знаковые для становления личности и дальнейшего жизненного пути. Это и учителя, и старшие авторитетные коллеги по работе, и публичные личности культурного пространства. Нам, актёрам театра Моды Вячеслава Зайцева, повезло в этом смысле втройне – он объединил для нас все эти роли в одном лице. И сейчас, когда его не стало, это становится очевидно до боли, до прозрачности – так велика потеря, огромная для мира моды. И личная для всех, кто работал ним.

Модели Вячеслава Зайцева рассказали о жизни его Дома Моды в девяностые

Из личных архивов артистов Театра моды Вячеслава Зайцева

Ещё в среду Вячеслава Михайловича можно было увидеть на мероприятии «Русского Силуэта», где он всегда принимается, как самый дорогой и почётный гость. Он был в приподнятом настроении, давал комментарии по поводу увиденного…

На первом месте, конечно, печаль от потери. Мир, где мы были под его крылом, рухнул. Приходит понимание, что часть жизни рядом с гением оставляет неизгладимый отпечаток в сердце, задает высокий уровень требований к себе.

Воспоминаниями о работе с мэтром советской, российской, мировой моды поделились с нами его актёры прошлых лет. Это Борис Гришин, ныне исполнительный директор Всероссийской Федерации лёгкой атлетики, и Екатерина Рогова, многие годы ведущая модель Дома моды Вячеслава Зайцева.

— Борис, что лично вы вынесли для себя из общения с Вячеславом Михайловичем? Какой уникальный опыт получили?

— Впервые я оказался в Доме Моды Вячеслава Зайцева в феврале 1992 года, гуляя по проспекту Мира. В стране закончилась перестройка, и начались так называемые девяностые.

Настроение было такое же, как и в стране, немного депрессивное и мрачное, впереди полная неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне. И я увидел красивое здание и зашёл в салон на первом этаже, меня поразили белый цвет стен и красочное и праздничное оформление салона Домы Моды, которое поразительно контрастировало с серостью и будничностью Москвы.

Вот было бы здорово здесь работать подумал я, но это невозможно, просто мечты простого московского студента… Но, как говорится, бойтесь своих желаний, они имеют тенденцию исполняться. И уже через месяц я был актёром театра Моды Зайцева.

Это сейчас в стране количество всевозможных модельных агентств и домов моды растёт как на дрожжах, а тогда имя Вячеслава Зайцева и его Дом Моды были серьезным государственным брендом.

Сегодня начинающие модели зачастую приезжают на кастинги на дорогих машинах и живут в элитных посёлках Подмосковья, а мы, модели девяностых, были простыми парнями и девушками, жившими в спальных районах… Из личных архивов артистов Театра мода Зайцева

Зайцев был невероятно работоспособен, очень требователен в работе к себе, и нас просил так же относиться к работе — с полной самоотдачей.

При приеме на работу, безусловно, были важны внешние данные, но внутренний мир модели должен был соответствовать внешнему образу. У Вячеслава Михайловича долго не работали люди лживые, подлые и двуличные. Те, у кого появлялись признаки «звездной болезни», долго не задерживались.

Даже когда у него было плохое самочувствие или настроение, внешне этого никто не замечал — работа у него всегда была на первом месте. Мы все научились у него жизненному оптимизму, уважительному отношению к людям, стремлению к постоянному самосовершенствованию. Не говоря уже о чувстве стиля, такта, о культурной прививке красоты. Мы научились понимать прекрасное, чувствовать красоту и глубину мира.

Роль Вячеслава Зайцева в истории мировой, советской и российской моды уже по достоинству оценена  обществом и специалистами. Для нас же Дом Моды был очень домашним и уютным миром, где нам было легко и комфортно, и удалось стать маленькой частью истории творчества гениального Красного Диора.

— Екатерина, вы в Доме Моды с 16 лет, прошли путь от модели агентства до преподавателя дефиле, режиссёра театра моды и директора агентства моделей. 2 марта Вы приняли участие в юбилейном показе Вячеслава Михайловича. Расскажите, как проходил день маэстро? Каким он был на работе?

— Когда я пришла в театр, то не могла прийти в себя от эмоций. Представьте, девочка-изгой из Люберец, длинная, худая, абсолютно  не соответствующая обычным жизненным критериям красивой девушки, попала в цветник себе подобных. 

Мальчики — это самые красивые парни страны. Их видели во всех клипах, рекламе… и вот они все рядом со мной. А девушки?! Королевы! Неприступные,  грациозные,  величественные…  И вот в такой коллектив прихожу я! 

Шеф, а мы все между собой называли его только так, берет меня за руку, проводит в гримерку и говорит: «Это Катя, она будет у вас бригадиром!» Я никогда не забуду этого поворота женских голов в мою сторону и оценивающего пристального взгляда.

Вячеслав Михайлович ушёл, а я осталась стоять посреди, в окружении множества зеркал. Из-за этого казалось, что манекенщиц театра моды вокруг меня не 12, а 122. Я готова была растворится и исчезнуть…  

Не знаю, почему он мне так доверял. Всегда, любую задачу… Я его потом спрашивала: «Вы хотели от меня избавиться, ждали, что я где-нибудь сдамся?!» А он только смеялся в ответ. Екатерина Рогова и Валерия Жельветр часто навещали Вячеслава Михайловича все последние годы. Фото из личных архивов артистов Театра Моды Зайцева

Человек удивительной интуиции и такой ошеломляющей энергии, что, казалось, он везде. На репетиции, на примерке, в своём кабинете – всюду одновременно! Придёшь на обед, а там опять он, да еще и прокомментирует твоё нахождение в столовой: «Опять жрёте!» Мы поэтому старались не засиживаться за столом, и эта привычка сохранилась у многих из нас до сих пор – так воспитал нас шеф.

Он любил браться за любое дело: приходя на съёмку, он сам выставлял свет, делал макияж моделям, показывал позировки, выстраивал композицию кадра, перевоплощаясь каждую секунду из одного образа в другой. Никогда не сомневался в том, что он делает, с уверенностью брался за любую работу в любимом Доме Моды. 

А примерки! Вячеслав Михайлович и весь цех обязательно присутствовали. Все работники были в белых халатах, точно в операционной. Каждый стоял кто с булавками, кто с мелом, кто с ножницами, готовый молниеносно подать мэтру то, что потребуется. Он подмечал все детали. Мог с лёгкостью взять ножницы и прямо на тебе отрезать лиф или юбку, или срезать рукав, потому что плечо не село, обязав всё переделывать. Всегда беспокоился о качестве и комфорте. Вещь должна быть не только красивой, чтобы в ней можно было только стоять. Она должна жить! Поэтому Вячеслав Михайлович всегда спрашивал мнение у модели, что удивляло, но подкупало.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Психиатр Артем Гилев разъяснил, почему преступники расчленяют своих жертв

Летом отшивалась зимняя коллекция. Кондиционеров не было, окна настежь, вентилятор не помогал. Примерка могли длиться по несколько часов, после чего ты просто сползала в предобморочном состоянии  на пол. 

— Вы приняли участие во многих коллекциях Вячеслава Михайловича, начиная с 1993 года: это и «Грёзы», «Воспоминание о будущем», «Пробуждение», «Чума»,  «Соблазн», «Как молоды мы будем», «Событие», «Листая памяти страницы», «Прозрение», «Тайны гармонии», «Посвящение». Есть ли среди них любимая? 

— Выбрать какую-то коллекцию из всех практически невозможно. Каждая коллекция была наполнена любовью к женщине. В каждой коллекции женский образ был прочитан и воспроизведен мэтром по-разному.

Мы перевоплощались в образы от чистой, девственной нимфы до статной, величественной, дерзкой богини. Под каждую коллекцию выстраивались определённые декорации, которые могли сменяться на протяжении показа. А для нас это такая радость перевоплощения — примерить на себя новую роль, образ и не повториться при этом – вот это был высший пилотаж! Необходимость почувствовать художественную эпоху, передать эмоции  зрителю, — всё это приводило в восторг. Это же был не просто показ-дефиле по подиуму.  Это был Театр моды Вячеслава Зайцева!…  Из личных архивов артистов Театра Моды Зайцева

— Расскажите о Театре моды — что это вообще такое, в чем специфика такого театра? Как вообще можно было туда попасть?

— Театр моды — это отдельный рассказ. Это была семья! У нас не было случайных моделей. Это был определённый состав людей (обычно 10 девушек и 10 юношей), которые ежедневно должны были приходить на работу. 

В театре моды девушки были не ниже 179 см, а юноши не ниже 188 см. Наш день начинался с разминки и переходил в репетицию спектакля. Да, это был именно спектакль. Ведь любая коллекция предполагала показ по определённому театральному сценарию.

В костюмах мэтра мы были героями разных художественных эпох, рассказывая с их помощью истории. Каждый выход группы моделей на подиум имел свою смысловую нагрузку, где одна мизансцена сменялась другой. При этом мы могли импровизировать, не только на репетициях, но и на самом спектакле-показе коллекции. Зачастую это привносило юмор, добавляло динамики в действие. Некоторые выходы имели чёткий геометрический и ритмический рисунок, в других же мы вольны были делать, что захотим, опираясь, конечно, на замысел мастера.

На репетициях у нас была определённая форма, в которой мы работали. Когда-то это были костюмы из прежних коллекций Вячеслава Михайловича, которые позже сменились на футболки с фирменным росчерком маэстро. В постоянном составе мы работали годами, дружим и по сей день, и всё это благодаря Вячеславу Михайловичу. Попасть же в театр можно было, пройдя отбор под острым взглядом самого шефа.

…Мне посчастливилось неоднократно присутствовать при таком отборе. Просто толпы людей шли нескончаемым потоком! Девушки с утра, юноши во второй половине дня. Очередь из желающих стояла от дома моды до метро «Проспект Мира». 

В интернете можно найти фото этих очередей. Всегда удивляло, как, просто взглянув на человека, он сразу давал оценку, подходит он или нет. Я только разглядела цвет волос претендентки, а он уже выносил свой вердикт и устремлял свой взор к следующей. Он не смотрел только на рост и лицо. Он с точностью мог оценить объёмы девушки, так что всех обманщиц он легко разоблачал, к их величайшему сожалению. Своим сканирующим взглядом он мог увидеть всё за секунду.

А как он деликатно отказывал! Если рост был маленький (в объявлении было указано от 170 см, а приходили и девушки гораздо ниже ростом) он просил всех подрасти и обязательно прийти в следующий раз, и тогда он их возьмет. 

Понятно, что этого не будет никогда, но человек уходил с уверенностью, что его точно бы взяли, если бы не рост. Если девушка была сильно корпулентна, он просил немного похудеть. А там не немного надо было… И тут же скажет при этом: «Какое красивое, интересное лицо! А ты сама вкусная такая, как булочка».

И все улыбались, это было ласково. Ну а если девушка вообще не подходила, что было очевидно, он говорил, что щиколотка широковата… Но никто не обижался. Всех он встречал, как старый друг. Ну а самых настойчивых, которым отказ никак нельзя было объяснить, просил записать в запас.

Он всегда говорил: «Не бывает женщин некрасивых, бывают женщины ленивые.» Что под этим подразумевалось: не ухаживающая за собой непричесанная, не накрашенная, неопрятно одетая. Также его любимая фраза: «Казаться доступной, но быть недоступной – вот верх искусства быть женщиной!» Автор этих строк Мария Болденкова с Вячеславом Зайцевым

…Уже прошло много-много лет, у меня уже дети, я давно не работаю моделью. Королевская корона давно снята и пылится в тумбочке. Как-то 31 декабря я режу салат на кухне, вся в предпраздничной суете. И вдруг мне приходит СМС с поздравлениями от Вячеслава Михайловича, где среди прочих слов: «Катюша, благодарю тебя за красоту твоей души». 

Я от неожиданности так и застыла до самого Нового года со свеклой в руках! Откуда, из каких закоулков памяти он меня вспомнил? Я же одна из сотен манекенщиц, время которых давным-давно прошло. Вот какой он был, Вячеслав Михайлович. А ещё я встретила в Доме Моды своего мужа, и одна из наших дочерей также училась в его школе моделей…

Вячеслав Михайлович очень любил танцевать. И делал это, как и всё, исключительно хорошо! После показа на ужине в ресторане, он брал меня и кружил в вальсе.  Моя задача была не наступить мэтру на ногу. Это было очень страшно! Теперь же страшно остаться без него, без нашего любимого Вячеслава Михайловича, или, как его по-свойски между собой мы также могли называть – без Славы….