В Гонконге уже не хватает гробов, хоронят в картонных коробках Поделиться
После двух лет практически полной изоляции от мира Гонконг дал рекордный всплеск заболеваемости за все время пандемии и высочайший показатель смертности.
Новый штамм ведет себя непредсказуемо, он, как колобок, обходит заслоны вакцинации и продолжает вспыхивать в разных точках нашей планеты.
«Омикрон» вовсе не белый и пушистый», – считает Анна Топтыгина, иммунолог, доктор медицинских наук.
В марте коронавирус собрал такую огромную жатву в Гонконге, что гробов не хватало хоронить умерших. На фотографиях в социальных сетях видно, как трупы в больницах складывают штабелями. Дошло до того, что домовины начали изготавливать из картона. Причем производители разглядели в этом «ноу-хау» некоторые плюсы: картонный гроб проще и быстрее сделать, кроме того, этот материал экологичнее, так как при сгорании выделяет на 87% меньше выбросов, чем деревянный. В Гонконге трупы, в основном, кремируют.
— Анна Павловна, почему так полыхнуло именно в Гонконге, где раньше все было достаточно благополучно?
— Это связано с тем, что штамм «омикрон» сильно отличается от всех предыдущих, а все вакцины, что наши, что зарубежные, сделаны на уханьском штамме. И отличий накопилось уже достаточно много. У нас тоже заражались и переболевшие, и вакцинированные. Этот штамм намного более быстрый и заразный, чем предыдущие, и поэтому, если посмотреть на графики, нельзя не заметить, что пик заболеваемости был более высокий и узкий, то есть, за короткие промежутки времени заболевало в десятки раз больше людей, но и уходит он достаточно быстро. Привитые люди болеют обычно неделю.
А прошлые пики пандемии тянулись много месяцев. В Гонконге большая скученность населения – 7,5 миллионов. Во всем Израиле лишь 9 миллионов! Омикрон не белый и пушистый, он легче протекает у тех, кто либо болел раньше, либо прививался. В Гонконге было много не вакцинированных, прежде всего в группе населения 80+, именно для них болезнь оказалась смертельной.
В Китае изоляционная политика, там сажают 8 миллионов на карантин из-за того, что заболело два человека. Уровень заболевших был невысокий, все прививались уханьским штаммом. Но за это время в мире накапливались мутации коронавируса. Поскольку цепочка заражений в Китае прерывалась тут же, на корню, практически нет людей, кто переболел этими штаммами. Поэтому у китайцев очень своеобразный иммунитет.
— А что тогда, на ваш взгляд, происходит в Германии? Страна открылась, но вирус опять на пике.
— Германия отставала по заболеваемости от других европейских стран. И у них пик только состоялся. Они немножко поторопились с отменой ограничений. Им показалось, что они проскочили «омикрон», тем более, что в стране высокий уровень вакцинации. Но новый штамм пробивает все вакцины.
— Смотришь графики заболеваемости по Германии, и обращаешь внимание на то, что показатели, как при лихорадке, – то вверх, то вниз. Никакой стабильности.
— Это можно объяснить особенностями статистики. Нас упрекали в неправильной статистике, при этом в России четко видно, как идет нарастание заболеваемости и выздоровление. У них наблюдаешь, что заболеваемость идет, а выздоровление отстает. Вроде пик закончился, а выздоровевших существенно меньше, чем заболевших. Они что, продолжают болеть уже 3 месяца? Так что, это гримасы статистики.
— А какая сейчас ситуация в России?
— У нас ситуация относительно неплохая. По Москве в день заболеваемость колеблется от 700 до 1000 человек, а в России в целом уже менее 20000 человек в день. Но по России около 300 человек в день умирает от «омикрона» и связанных с ним осложнений. Люди с отягощенным анамнезом и непривитые болеют тяжело. Множество мутаций изменили возможности проникновения «омикрона» в органы и ткани, легкие ему теперь не очень нравятся и, в основном, поражаются верхние дыхательные пути. Кроме того, появился второй вариант «омикрона», который называется «стелс». Заболевание протекает с высокой температурой, непрерывным кашлем, потерей либо изменением обоняния или вкуса. Ученые отмечают, что люди, переболевшие «омикроном», более защищены от заболевания «стелс». Возможно, это связано с перекрестным иммунитетом поскольку на вирус вырабатывается целый спектр антител.
— Мы постоянно на протяжении пандемии сравниваем коронавирус с «испанкой».
— Испанка – это грипп. Почему сравнивают с «испанкой»? Тогда грипп уже был. Помните, с чего начинается «Война и мир»? «Анна Павловна кашляла несколько дней, у нее был грипп, как она говорила». В обществе обсуждалась новая «модная» болезнь инфлюэнца. Это было 200 лет назад. Но в начале ХХ в. произошла очень сильная мутация вируса, и грипп «испанка» стал резко отличаться от всего, что было в предыдущем столетии, и оказалось, что все человечество к нему чувствительно. Потому что это был первичный контакт. И точно такая же история с коронавирусом. Да, у нас есть простудный коронавирус, сезонный, но этот совсем другое. В конце 2019 появился новый коронавирус, который резко отличался от всех предыдущих вариантов. И опять человечество оказалось не иммунным. В этом похожесть Covid-19 и «испанки».
— У нас есть еще надежда на сезонность ковида?
— Тут сказать сложно, потому что может быть по-всякому. Он может превратиться в сезонный, может стать эндемичным и жить в каких-то регионах, а может вообще исчезнуть, как SARS или MERS. Где они теперь? Следует отметить, что мы сейчас из-за политики немного изолированы от мира, и в какой-то степени это сдерживает попадание новых штаммов коронавируса в нашу страну.