Содержание

Война санкций: чем грозит мировой экономике противостояние Китая с Западом

Война санкций: чем грозит мировой экономике противостояние Китая с Западом Комментарии: 1 REUTERS/Jason Lee Пока что государства обмениваются политическими запретами, которые, впрочем, могут перерасти в новую торговую войну.

После того как Дональд Трамп покинул Белый дом, многие аналитики предполагали, что отношения США, ЕС и Китая наладятся. Но не тут-то было. В последнее время стороны обмениваются взаимными обвинениями и вводят санкции в отношении друг друга. «КП» в Украине» разбиралась, может ли это все перерасти в новую мировую торговую войну и как это отразится на нашей экономике.

Обмен санкциями

На уходящей неделе Китай объявил о введении санкций в отношении девяти физических и четырех юридических лиц из Великобритании. По данным китайского МИДа, в санкционный список включены бывший лидер Консервативной партии Иан Дункан Смит, а также Комиссия тори по правам человека, которая «злонамеренно распространяет ложь и дезинформацию». Попавшим под санкции лицам, членам их семей и организациям закрыт въезд на территорию КНР. Кроме того, гражданам Китая, а также его компаниям и учреждениям запрещено вести бизнес с участниками списка.

«Китай твердо намерен защищать свой национальный суверенитет, безопасность и интересы развития, а также предупреждает британскую сторону от дальнейшего следования по неправильному пути», — говорится в заявлении китайского МИДа.

Фактически такое решение Пекина является ответом на действия США, Евросоюза, Великобритании и Канады, которые ранее одобрили ограничительные меры в отношении КНР. Санкции западных стран были введены за «нарушение прав уйгуров» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Не только политика

Однако стороны обмениваются не только политическими уколами. В Китае уже начинается война против западных брендов, выступивших с критикой преследования уйгуров в Синьцзяне и, в частности, заявивших об отказе от хлопка местного производства.

Брендам Nike и H&M был объявлен бойкот. Товары шведской компании исчезли из продажи на нескольких онлайн-платформах. Государственные СМИ обвинили западные компании во «лжи» и усмотрели в их действиях некие «скрытые мотивы».

Интересно, что заявления Nike и H&M были опубликованы на сайтах компаний еще в прошлом году, но получили резонанс внутри Китая только после того, как Великобритания, ЕС, Канада и США ввели санкции в отношении ряда чиновников КНР, которых посчитали причастными к нарушениям прав человека.

За всем стоит экономика

Эксперты же говорят, что за политическими противоречиями угадываются экономические мотивы.

— В 2020 году Китай впервые потеснил США в рейтинге крупнейших торговых партнеров Европейского союза, — поясняет «КП» в Украине старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.  — В начале 2021 года Китай подтвердил свой статус лидера. Общий объем торговли ЕС с США составил в январе 2021 года около 42,8 млрд евро, а с Китаем — около 49,4 млрд евро.

По его словам, в прошлом году общий импорт из Китая в ЕС вырос на 5,6% — до 383,5 млрд евро, а европейский экспорт в Китай увеличился на 2,2%  — до 202,5 млрд евро. В то время как импорт из США в ЕС составил 202 млрд евро, а экспорт в США из ЕС составил 353 млрд евро, причем оба показателя сократились по сравнению с 2019 годом.

— Новый виток санкций продемонстрирует желание государств делить рынок и не давать Китаю экономического развития на ближайшие годы, — пояснил «КП» в Украине» аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак. — Кроме того, Европа четко ощущает давление Китая и попытки добиться влияния на политику, общество и экономику ЕС и его союзников. Основой и фундаментом Европы являются права человека и принципы демократии, из-за чего мы за последние 5-6- лет неоднократно видели массу критических ситуаций с беженцами в Европе. Есть ли право у Европы вводить санкции из-за сотни тысяч уйгуров в Синьцзяне, которые трудятся подневольно в так называемых «лагерях перевоспитания»? Есть. Однако вряд ли первоочередной целью являются именно уйгуры, но как повод для ограничения экономического влияния Китая – это правильный политический подход.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Не время отдыхать и покупать! Каждому седьмому в Украине не хватает денег на еду

Фото: Henrix_photos с сайта pixabay

Чем грозит противостояние

Максим Орыщак уверен, что для мировой экономики ограничение торговых потоков с Китаем не будет критическим, а, наоборот, открывает неожиданную перспективу развития для других стран.

— Возможно, это станет верным шагом для восстановления других стран – так как корпорации озаботятся поиском новой дешевой рабочей силы, — говорит Орыщак. — Ведь десятки лет назад Китай был выгодной страной для пошива вещей, для производства – так как себестоимость товаров долгое время сохранялась низкой именно благодаря дешевой рабочей силе. Обороты производства позволили стране обогатиться, а политическое решение не выпускать внутренних богатых инвесторов за границу дает постоянное поддержание уровня экономического благосостояния Китая. Этому успеху другие страны не радуются.

Вадим Иосуб считает, что новая торговая война может негативно повлиять на экономическое сотрудничество Китая и Евросоюза и, теоретически, может незначительно замедлить экономический рост обеих сторон.

— В то же время эта война вряд ли повлияет на динамику курсов евро и юаня, — говорит Вадим Иосуб. — Предположение о том, что обе валюты могут из-за торговой войны снизиться к доллару США, вряд ли найдет свое подтверждение. В конце концов, США сами участвуют в торговой войне с Китаем, и нет причин, чтобы на фоне торговых боевых действий доллар получил бы преимущество по сравнению с европейской валютой.

Максим Орыщак согласен с коллегой и говорит, что курсы валют в данной ситуации не получат давления или поддержки, так как потенциал санкций или фактические санкции весят меньше в сравнении с давлением на экономику в перспективе десятилетий. Более вероятно, что новость негативно скажется на азиатских индексах.

Наша «хата скраю»?

Для Украины эта новость является либо нейтральной, либо положительной. Теоретически у нас есть шанс занять место Китая в производственной цепочке, если торговая война окажется затяжной.  Но зная, как мы умеем упускать свои шансы, верится в это с трудом.

— Если крупные производители/бренды столкнутся с проблемой санкций, то появится необходимость релокации производств, — говорит Орыщак. — А новое строительство уже 100% должно будет соблюдать новые экологические потребности мира. То есть санкции в адрес Китая могут стать витком развития для всего мира, и мы перестанем зависеть только от AliExpress и Alibaba. Украина в данной ситуации может стать как раз той самой привлекательной для производителей страной, где есть территория для строительства заводов и фабрик, а также есть дешевые мастера. То есть в данном случае, если правовая база, налоговые условия, коррумпированность в стране и политическая стабильность устроят владельцев бизнесов – страна получит приток инвестиций и рост активности на рынке труда. Так и строительство будет генерировать рабочие места, и производство.

В свою очередь Валим Иосуб пока не верит в то, что украинская экономика получит какой-то толчок от возможной торговой войны.

— Вряд ли экономика Украины почувствует на себе последствия торговых споров противоборствующих сторон, — говорит Вадим Иосуб. — Это чужая война, и надо стараться развивать торговые отношения как с ЕС, так и с Китаем, пока это выгодно для Украины. Стоит отметить, что нынешняя торговая война вряд ли даст Украине какие-то экономические бонусы, но и не несет в себе дополнительных рисков.