«Мы даже не знаем, живы они или нет» Поделиться
В ноябре Видновский городской суд постановил передать двойняшек, которые фигурируют в «деле врачей» о «продаже младенцев», их генетическим родителям – филиппинской супружеской паре Кайстро. Детей родила суррогатная мать в конце 2019 года. Однако в отношении других фигурантов дела процесс не движется. История австралийской пары Кууск, безуспешно пытающейся вернуть своих полуторагодовалых двойняшек Софи и Оскара, полна драматизма и отчаяния.
Австралийским двойняшкам Софи и Оскару Кууск в марте будущего года исполнится два, а 30 ноября Замоскворецкий суд вынес отрицательное решение по передаче их родителям и оставил в детдоме. Хотя ДНК-экспертиза подтвердила, что между детьми и их родителями существует прямое генетическое родство.
Так, происхождение Софи и Оскара Кууск было установлено решением Калининского районного суда города Уфы от 25 августа 2020 года. 26 августа Таганский отдел ЗАГС составил записи актов о рождении. В российских свидетельствах о рождении Софи и Оскара Кууск в графе «отец» и «мать» указаны Джейсон и Анастасия (Анастейша) Кууск. Кроме того, осенью 2020 года Австралия признала Софи и Оскара своими гражданами, им были выданы австралийские паспорта.
– Много лет мы мечтали о большой семье и собственных детях, но моя жена по состоянию здоровья не могла самостоятельно выносить ребенка, – рассказывает Джейсон Кууск, который отметил недавно десятую годовщину супружеской жизни с Анастасией. – Мы решили воспользоваться программой суррогатного материнства и выбрали именно Россию, а не США, потому что верили в российских врачей – специалистов в области ЭКО. Учитывая состояние здоровья Анастасии, нам также пришлось воспользоваться программой донорства яйцеклеток… Наши дети Софи и Оскар родились в Москве 2 марта 2020 года при помощи российской суррогатной матери, которой мы безмерно благодарны!
Когда 18 марта 2020 года Джейсон прилетел в Москву за своими двойняшками, из-за пандемии ему отказали во въезде в Россию и выслали в тот же день обратно в Австралию. В том же месяце брата и сестру поместили в детдом.
– С тех пор у нас нет информации о Софи и Оскаре, – продолжает отец. – У нас был только один шанс встретиться с ними этим летом, детским дом над нами сжалился. С тех пор мы их ни разу не видели, поскольку орган опеки, действуя по указанию СК, ограничил нам доступ к общению с детьми. Мы ничего не знаем о них. Мы даже не знаем, живы ли они… Мое отцовство было подтверждены медицинским центром в Москве, где проводилось ЭКО, а также специальной судебной ДНК-экспертизой. Та же экспертиза доказала, что между суррогатной матерью и нашими детьми нет никакой генетической связи. Тем не менее, Софи и Оскар остаются в приюте…
30 ноября Джейсон Кууск лично прилетел в Москву, чтобы присутствовать на заседании суда и забрать детей. Он не сомневался, что их отдадут. «Нам было известно, что российские суды начали возвращать детей, рожденных в результате реализации программ суррогатного материнства, их иностранным родителям, супружеским парам, которые находятся в таком же положении, что и наша семья, – отмечает он. – Но совершенно неожиданно суд отказал в освобождении Софи и Оскара, граждан Австралии, в связи с «продолжающимся уголовным расследованием».
«СК России утверждает, что донорство яйцеклеток в сочетании с сурматеринством якобы незаконно в России и представляет собой продажу ребенка, в то время как прямая генетическая связь детей с отцом не имеет значения. Также, если СК считает, что свидетельства о рождении детям Кууск были выданы с нарушениями, то он должен был обратиться в суд, но он этого не сделал», – подчеркивает Константин Свитнев, глава компании, которая занимается юридическим сопровождением программ сурматеринства.
– Донорские яйцеклетки используют, когда у женщины нет своих яйцеклеток, -пояснила «МК» врач-репродуктолог, генеральный директор Центра репродукции и генетики Маргарита Аншина. – Это может быть генетически обусловленной проблемой или же следствием истощения яичников, например, в случае преждевременного климакса, либо когда яичники удалены по медпоказаниям. По российским законам категорически запрещено использование ооцитов самой сурмамы, поскольку в этом случае имела бы место продажа ее собственных детей. То есть, по сегодняшним законам один из потенциальных родителей ребенка, вынашиваемого сурматерью, обязательно должен иметь с ним генетическое родство. Либо мать, либо отец. Не могут быть могут быть использованы донорские эмбрионы, потому что в этом случае и яйцеклетка, и сперматозоиды будут донорскими.
По всему выходит, что ситуация австралийской пары Кууск отвечает всем требованиям законов РФ в области сурматеринства. Почему же тогда один российский суд отдал детей их генетических родителям, а другой не отдает? Вопрос остается открытым.