Лишь 10% жестоких убийц признаются невменяемыми Поделиться
Случаев с расчленением убийцами своих жертв становится все больше, во всяком случае, судя по новостям. На днях страну шокировала новость о священнослужителе Михаиле Зубареве, зарезавшем жену и отрубившем ей голову. Подозреваемый священник, по некоторым данным, имел диагноз «параноидальная шизофрения», который он скрыл от церкви. Мы решили обсудить эту неприятную тему с психиатрами, чтобы хотя бы немного пролить свет на то, что творится в воспаленном мозге таких преступников.
Михаил Зубарев, Фото: соцсети
Случай с бывшим священнослужителем Чистопольской епархии из Нижнекамска Михаилом Зубаревым поражает своей дикостью. По одной из версий, подозреваемый сотворил свое зверство из ревности, но знающие семью люди ее не подтверждают: матушка никогда не давала мужу поводов, была тихой и послушной, а о ссорах и конфликтах никто из родственников не слышал. Как писал «МК», в юности его сильно избили сверстники, повредив голову. При этом, как сообщила после ареста Зубарева епархия, «подозреваемый в убийстве клирик скрыл от священноначалия тот факт, что состоял на учете в психиатрическом диспансере в другом регионе». Последние несколько месяцев люди в его окружении стали замечать странности в его поведении.
Чтобы решить судьбу священника-грешника, скоро состоится заседание епархиального суда во главе с правящим архиереем. На кадрах, сделанных после того, как священника доставили в суд, он сидит на лавке с опущенной вниз головой, закрыв лицо руками.
1 ноября пришла еще одна криминальная весть, на этот раз из Орска (Оренбургская область). Там был задержан мужчина, подозреваемый в том, что он убил и расчленил свою возлюбленную. Пара вела асоциальный образ жизни. Женщина была убита неделю назад, но от частей тела подозреваемый решил избавиться только 1 ноября. При этом неадекват разбросал останки вдоль забора детского сада. Фрагменты тела, торчащие из мешков, случайно обнаружила женщина, которая вела своего ребенка в садик…
– Для того, чтобы оценить данный конкретный случай убийства священнослужителем своей жены и расчленение ее тела, нужно проанализировать результаты судебно-психиатрической экспертизы, – говорит исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации России Любовь Виноградова. – Как пишут СМИ, этот человек страдал шизофренией, однако скрыл это от своего окружения. С другой стороны, мы порой встречаемся с подобными преступлениями, совершаемыми и вроде бы вполне здоровыми людьми, во всяком случае, не страдающими никакими тяжелыми хроническими психическими заболеваниями. При этом они являются девиантными патологическими личностями, характеропатами от природы или травматического, органического и другого экзогенного происхождения (характеропатия – дисгармония личности с заострением отдельных черт ее характера — Авт.).
В Международной классификации болезней, продолжает Любовь Виноградова, есть рубрика F 65 – расстройства сексуального предпочтения. Среди прочих расстройств там упоминается и некрофилия. Нужно знать, что некрофилия – это не только стремление к совершению сексуальных действий с неживыми телами, но и надругательства над ними, в том числе расчленение. Такие действия совершаются и при умственной отсталости, и различных психозах. Одним из поведенческих признаков этого последнего в данном трагическом происшествии является то, что бывший священнослужитель не пожалел собственных детей, выставив в холодильнике голову матери (или вообще, по одной версии, стал убивать мать на глазах у малолетней дочери).
– Ну и, наконец, самое главное, – говорит Виноградова – Широко распространенное мнение, что убийства с особой жестокостью, надругательства над трупами и т.п. обычно совершаются душевнобольными, совершенно неверно! Насильников и убийц гораздо больше среди здоровых. Недаром лишь 10% людей, отправленных на судебно-психиатрическую экспертизу в связи с совершением убийства или нанесением тяжелых телесных повреждений, признаются невменяемыми, то есть, не понимавшими в момент совершения преступления значения своих действий. Остальные делали это вполне осознанно, порой с заранее обдуманным планом. Нужно понимать, что регулярные уроки ненависти, которые люди получают по телевидению, также способствуют озверению и разжигают жестокость.
…Из, пожалуй, самых нашумевших преступных деяний с расчленением на ум сразу приходит доцент Санкт-Петербургского госуниверситета, историк Олег Соколов, убивший в 2019 году 24-летнюю возлюбленную-аспирантку. Сейчас 67-летний преступник отбывает срок 12,5 лет в колонии. Напомним, в состоянии якобы аффекта в ответ на якобы оскорбления своей девушки Соколов убил ее, а затем расчленил и попытался утопить рюкзак с останками в реке Мойка. Как раз в этот момент его и увидел проезжающий мимо таксист. На допросе преступник сказал, что не помнит, что делал после убийства, в том числе, как расчленял жертву. Но судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. Согласно результатам исследований, Соколов сделал это при помощи обычной пилы.
А на следующий год в Санкт-Петербурге происходит еще одно чудовищное преступление из той же серии: в квартире на Невском проспекте был обнаружен мертвым рэпер Энди Картрайт, но не просто мертвым, а растерзанным на фрагменты собственной женой Мариной Кохал. После ряда последовавших друг за другом подобных шокирующих историй Санкт-Петербург даже стал неофициально именоваться столицей «расчлененки», на этот счет появилось много мрачных шуток…
Врач-психиатр Артем Гилев разъяснил «МК» суть действий убийц-расчленителей:
– Не сказать, что случаи с расчленением участились, они были всегда, – говорит Артем Андреевич. – Потом, не следует забывать, что раньше о таких случаях меньше писали, они не так часто становились достоянием гласности, да и СМИ были не такие шустрые, как сейчас.
– Какие категории людей способы на такое в наше время?
– Раз человек уже совершил убийство, если у него уже есть такая способность – лишить жизни другого человека, то расчленить мертвое тело для него – по сути, проще простого. Ему надо скрыть убийство, чтобы избежать наказания. Ничего сверхординарного тут нет. Если человек совершает убийство, то у него уже есть некие особенности личности, скорее всего, это какие-то акцентуации (дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт; акцентуация не является психическим расстройством, но может повышать риск развития психологических проблем, особенно при стрессовых ситуациях, – Авт.) или личностные расстройства. Позволил он себе убийство, значит, может себе позволить и расчленить, или съесть человека…
Насчет того, как это связано с психическими заболеваниями. Бывает, что человек и убийство совершил на почве каких-то бредовых переживаний, и расчленил он тоже под воздействием «голосов в голове». Но это уже случаи, связанные с психозом. Надо знать анамнез, надо общаться с человеком, надо его осмотреть – без осмотра нельзя сказать, было ли у него в тот момент тяжелое расстройство психики.
– Могла таким образом проявиться у священника его шизофрения?
– Заочно сказать об этом невозможно. Если, например, у человека были голоса и бред, то убийство вполне могло быть с этим связано. Но человек, страдающий шизофренией, мог убить и на почве ненависти или из ревности, либо из-за каких-то других эмоций, которые его к этому подтолкнули.
Медик Вадим из Москвы, имеющий отношение к судмедэкспертизе, тоже поделился своим мнением:
– Многие убийства совершаются на эмоциональном фоне, а вот на расчленение убийцы идут с холодным расчетом для сокрытия преступления. Они ставят себя превыше всего, хотят избежать наказания, и поэтому готовы на любые действия ради этого, – сказал он «МК». – Чувство самосохранения подавляет все остальные эмоции, и у них в голове только одна мысль: любым путем избавиться от тела, чтобы не сесть.