«Нарушает Конституцию»

Оперативный штаб по борьбе с распространением COVID-19 в России подтвердил, что к внесению в Госдуму готовятся законопроекты, которые введут обязательные QR-коды в общественном транспорте, а также для посещения кафе и магазинов.

Правозащитник жестко оценил проект введения QR-кодов для проезда в транспорте

«Оперативным штабом совместно с профильными ведомствами прорабатываются данные законопроекты», — рассказали его представители. Нам стало известно, что все это будет делаться не на федеральном уровне, а, скорее всего, руками глав регионов.

Насколько конституционно данное решение, рассказывает правозащитник Иван Мельников, вице-президент Российского подразделения Международного Комитета защиты прав человека.

— Мне как юристу и правозащитнику удивительно наблюдать, что сейчас происходит. И какие статьи и буквы закона влёгкую пытаются нарушить.

Гарантированное Конституцией право на жизнь, на свободу передвижения, на получение медпомощи на местах для большинства населения пытаются ограничить, а то и вовсе лишить.

Все это началось с Татарстана, где захотели ввести QR-коды для поездок на транспорте, затем в Санкт-Петербурге, где постановлением главного санитарного врача города обязали прививаться граждан старше 60 лет, а также больных и ослабленных. И сейчас эту практику, судя по всему, захотят распространить по другим субъектам Федерации.

— А какие конкретно статьи Конституции в таком случае нарушаются?

— Легче сказать, что не нарушается. Суть заявления Оперативного штаба как минимум противоречит части 5 статьи 76 Основного Закона — никакие указы губернаторов, приказы, распоряжения, постановления, любые акты исполнительной власти не могут противоречить федеральным законам и Конституции.

Здесь также имеется явное нарушение Федерального закона 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» статья 11 ч.2, в которой ясно сказано, что профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина. Если же человека любым способом вынуждают дать такое согласие — добровольным оно являться не может.

— Ну так люди могут без QR-кода заказывать себе еду на дом. Выход есть всегда.

— У нас полно стариков, которые сотовым телефоном-то пользоваться не умеют, у них нет гаджетов, приложений, они не знают, что такое доставка продуктов через интернет. И вообще, по какой причине люди должны объяснять, почему они не желают получать QR-код? Почему не хотят делать прививку? У них на это есть полное право.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Мать покалеченного ижевским стрелком школьника: «В суде я взорвалась»

Отказ от любого медицинского вмешательства четко прописан в 5 пункте статье 19 ФЗ 322 «Об основах здоровья граждан». Под медицинским вмешательством подразумевается любые врачебные манипуляции, затрагивающие физическое или психическое состояние человека, или имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную направленность.

К сожалению, ни одна из российских вакцин так и не закончила свои клинические испытания. Все они на сегодняшний день — экспериментальные. Поэтому имеет смысл вспомнить и статью 21 Конституции РФ, где прямо говорится о том, что никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без добровольного информированного согласия.

Являясь членов Ассамблеи Совета Европы, Россия ратифицировала Конвенцию о вакцинах против COVID-19, в которой также прописано недопустимость принудительной вакцинации и наказания за это. Также на 18 пленарном заседании ЮНЕСКО Россия ратифицировала статью 6 ч.1 о том, что любое медицинское вмешательство в профилактических, терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного и свободного согласия. Наконец, о безусловной невозможности принудительной вакцинации говорил и наш президент.

— Так, получается, губернаторы со вводом обязательных QR-кодов готовы идти наперекор президенту?

— Я не понимаю, кому это нужно — накалять и без того взрывоопасную ситуацию в обществе. Как поступят люди, лишенные средств к существованию, когда перед ними будет поставлен выбор — QR-код или голодная смерть?

Не исключено, что многие пойдут на радикальные меры — и не потому, что люди плохие или против власти, а потому что у них не останется другого выхода, и все из-за того, что кто-то на местах в регионах — губернатор ли, санитарный врач, решил нарушить их базовые конституционные права. Безнаказанность чиновников способно породить бурю.

Я не знаю, кто решил провести этот эксперимент. Кто настолько смелый, что противоречит точке зрения президента. А Оперштаб озвучивает именно это, лишение гражданина свободы выбора, дарованной ему всеми законами нашего государства.