Поэтому действо напоминало механический кукольный театр Поделиться

Когда-то принцесса Лилибет разыгрывала рождественские спектакли перед членами королевской семьи и узким кругом приглашенных. Спустя 80 лет за государственными похоронами Елизаветы II наблюдали миллиарды людей по всему миру, а еще десятки тысяч приняли в них непосредственное участие. Королева сама утверждала сценарий, в котором 19 сентября сыграла главную роль. Она сошла со сцены под удары Биг Бена, скрип сапог своих верных гвардейцев, молитвы подданных и крики «Да здравствует король!».

Похороны Елизаветы II репетировали три года

Британцы известны преданностью традициям, и похороны не исключение. Каждый новый британский монарх, вступая на престол, получал не только корону, скипетр, семейные реликвии, но и увесистые фолианты, что нужно делать в случае смерти — внезапной или ожидаемой (например, из-за продолжительной болезни). Из этих фолиантов в церемониал государственных похорон Елизаветы II перекочевали элементы, которые сделали их похожими на красочный исторический спектакль: за гробом шли словно сошедшие со средневековых полотен бифитеры, герольды, гвардейцы, телохранители и конюшенные ее величества. С современностью их роднили разве что вышитые на одежде буквы EIIR. Но и эта аббревиатура с 19 сентября уже становится частью истории.

Говорят, что Елизавета лично утверждала сценарий собственных похорон: она хотела, чтобы церемония была не слишком долгой и скучной. Гроб для нее был готов еще 30 лет назад. Лафет, впервые использовавшийся на прощании с королевой Викторией, стоял наготове в специальном ангаре в Портсмуте. А последние два-три года в королевских поместьях и в Лондоне проходили регулярные репетиции. Трудно сказать, как в душе Елизавета относилась к этому memento mori, но свои роли все участники выучили досконально — до буквы, до жеста. Подчас церемония напоминала даже не игру на сцене, где всегда есть место импровизации, а механический кукольный театр, фигуры в котором движутся в заданном ритме и по единственно возможной траектории.

И все-таки на этих похоронах было много человеческого! С самого начала и зрители, наблюдавшие за процессией по телевизору, и британские комментаторы гадали, что за бумажка торчит из букета, прикрепленного к гробу королевы. На ней явно было что-то написано, и во время церковной службы камерам наконец-то удалось «разглядеть», что это последняя записка матери от сына. «Люблю и помню» — говорилось в ней.

Как выяснилось, Карл вместе с Камиллой лично собирал прощальный букет: в него наряду с розами и георгинами включили веточки розмарина, английского дуба и миртового дерева, выросшего из мирта, входившего в свадебный букет Елизаветы. Это был один из многочисленных символов, которыми оказалась пропитана траурная церемония. Гроб с телом королевы вынесли из Вестминстерского зала приемов, который олицетворяет британскую монархию, пронесли мимо парламента, стоящего на страже британской демократии, и принесли в сердце англиканской церкви, которую также возглавляла Елизавета, — Вестминстерское аббатство.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Подлатали, запретили злоупотреблять: Игорь Николаев вышел на связь из больницы

Многие британцы были удивлены, увидев в соборе старших детей принца Уильяма. 9-летнему принцу Джорджу и 7-летней Шарлотте было явно непросто выдержать достаточно длинную по меркам младшего школьного возраста церковную церемонию. Но Елизавета, которая одним из главных достоинств членов королевской фамилии считала умение «держать лицо», могла бы гордиться своими правнуками: ни один из них не только не пикнул, но даже не двинулся с места. Единственным развлечением детей стала программа с молитвами: принц Джордж перелистал ее, наверное, с десяток раз, а принцесса Шарлотта, когда становилось совсем невмоготу, начинала разглядывать красочный герб на обложке. Стоит отметить, что родственницам королевы в этот траурный день было немного легче, чем мужчинам: их лица хотя бы отчасти скрывали темные вуали, тогда как за эмоциями Карла, Уильяма и Гарри наблюдали 2 тыс. гостей и еще 4 млрд телезрителей по всему миру.

Помимо членов королевской семьи на церемонии прощания в Вестминстерском аббатстве присутствовали представители монархических домов Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки, главы государств и британские политики. Европейские страны по негласному правилу были представлены президентами (это объясняет, в частности, почему Макрон приехал в Лондон, а Шольц — нет). А в Японии чуть не дошло до ссоры: на похороны хотели поехать и император Нарухито с женой, и премьер-министр Кисида. В итоге главе кабмина пришлось уступить монарху. Ведь от каждой страны присутствовать могли только два представителя. С кронпринцем Саудовской Аравии случился скандал, который в итоге может дорого обойтись Великобритании: его приглашение (из-за подозрений в убийстве Джамаля Хашогги) отозвали, когда Мухаммед бен Салман уже прибыл в Лондон. А президент Армении опозорился сам. По сложившейся на просторах СНГ традиции Ваагн Хачатурян решил запечатлеть себя на фоне усопшей, что и сделал его помощник. Как подчеркивают британские СМИ, это был единственный случай за 10 дней прощания с Елизаветой.

Кроме политиков на церемонии присутствовали любимые слуги и друзья королевы, в частности, человек в ковбойской шляпе: когда-то он тренировал лошадей Елизаветы, а в конце концов превратился в ее закадычного собеседника.

Что касается королевских корги, то они, как предполагается, смогли проститься с хозяйкой на частной церемонии, которая состоялась в Виндзоре в понедельник вечером.