Содержание

Может ли Украина отказаться от  самого грязного в мире газа

Может ли Украина отказаться от «самого грязного в мире газа» Комментарии: 2 REUTERS/Anton Vaganov «КП в Украине» обсудила с экспертами громкое заявление Владимира Зеленского.

Заявление президента Владимира Зеленского про «самый грязный в мире газ» растормошило даже тех, кто не читает новости.

«Российский газ является самым грязным в мире из-за значительных выбросов метана в процессе добычи и транспортировки, а также из-за коррупции, шантажа и манипуляций», – заявил Зеленский, отметив «важность скорейшего начала регулярных трехсторонних консультаций в формате Украина – Германия – США по вопросам сохранения украинского транзита и обеспечения европейской энергетической безопасности».

Действительно ли газ может быть «грязным»?

Может, не такой уж и грязный?

По словам энергетического эксперта Валентина Землянского, несмотря на то что способы добычи газа разные, принцип один и тот же: метан «выдавливается» из газового кармана. Ничего необычного или особо «грязного» при каком-то способе добычи до сих пор не нашли. Другое дело – транспортировка, которая оставляет так называемый «углеродный след». Но и здесь расчеты говорят не в нашу пользу: углеродный след при транспортировке газа через «Северный поток» в 5 раз ниже, чем при транспортировке газа через украинскую ГТС.

Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак отмечает: разговоры про «грязный газ» можно интерпретировать в удобной форме, соответствующей политическому раскладу.

— В целом борьба за транзит «грязного газа» обусловлена вопросами энергетической безопасности Украины, — считает Орыщак. – Украина оказалась в затруднительной ситуации. Запуск газопровода «Северный поток-2» только на мощности в 50% обвалит объем транзита газа через Украину втрое, до 18 млрд кубометров. Зависеть от поставок через Европу явно не хочется, но и очевидного политического выхода не видно.

Ситуация с «грязным газом» выглядит парадоксально еще и потому, что подобные заявления еще больше усложняют вопрос с транзитом.

— Вместо того чтобы сесть за стол переговоров и сделать «Газпрому» выгодное предложение по транзиту через Украину, Зеленский делает подобные заявления, — говорит энергетический эксперт Дмитрий Марунич. – Вместо реальных дел на благо страны, мы продолжаем слушать спичи про агрессию и грязный газ.

Пока у нас с Россией действует контракт до 2024 года включительно. Вопрос состоит в том, что будет после. А грозит это падением транзита после 2024-го до минимальных объемов — 10-15 млрд кубов в год — и потерей миллиардов долларов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ждите в гости инспектора: в правительстве хотят проверить получателей субсидий

Почему раньше не возмущались

Заявление Владимира Зеленского напомнило экспертам времена Виктора Ющенко.

— Я сразу же вспомнил Виктора Андреевича, который в 2009-м говорил о том, что никогда не имел отношения к «вонючему газу», но при этом все его президентство этот «вонючий газ» успешно транзитировался, — признается Дмитрий Марунич. – Понятно, что Зеленский процитировал не Ющенко, а министра энергетики США Дженнифер Грэнхолм, которая рассказала про «самый грязный газ» на «Крымской платформе». Но если мотивы Грэнхолм понятны (она заинтересована в продвижении в ЕС американского сжиженного природного газа), то заявление Зеленского выглядит, по меньшей мере, нелепо, учитывая, что оно сказано в рамках консультаций по сохранению транзитного контракта.

Кстати, ранее ответ по поводу «грязного газа», о котором первой сказала Грэнхолм, дал глава немецкой компании Wintershall Dea Марио Мерен. Топ-менеджер обратил внимание, что его компания выступает за снижение выбросов метана при добыче газа. Кроме того, Мерен назвал транспортировку трубопроводного газа «лучшим решением» по сравнению с закупками сжиженного природного газа из США, приведя в качестве аргумента надежность поставок, чистоту и более доступную цену.

Энергетический эксперт Валентин Землянский отмечает, что заявление Зеленского вызывает ряд вопросов.

Во-первых, если российский газ такой грязный, что представляет угрозу для Европы, то почему он не представляет угрозы, когда идет по территории Украины?

Во-вторых, переговоры о транзите газа должны проходить в формате «Киев – Москва – Берлин». Вашингтон здесь вообще ни при чем. Американцы не имеют никакого отношения ни к «Северному потоку», ни к украинской ГТС, ни к Евросоюзу.

— Особенно интересно заявление Зеленского о «важности скорейшего начала регулярных трехсторонних консультаций в формате «Украина – Германия – США» по вопросам сохранения украинского транзита» выглядит на фоне того, что только на прошлой неделе министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба рассказывал о новой международной субъектности Украины. То есть самые высокие чиновники Украины фактически делают противоположные заявления на весь мир, демонстрируя отсутствие логики, — резюмирует Землянский.