Учеба по-Базарному: стоять за конторкой, бояться женщин
В Казани набирает обороты скандал вокруг гимназии, в которой без ведома родителей внедрили методику Базарного — парты-конторки, за которыми во время урока стоят ученики. Слава богу, не все время, а минут по 10, а затем сидячие и стоячие ученики меняются местами. Родителям казанских второклассников, которые на такое не подписывались, пришлось опубликовать несколько писем и даже выйти на акцию протеста прежде, чем их услышали.
Надо признать, что до сего дня я про методику Базарного слыхом не слыхивала. Хоть Интернет утверждает, что она применяется и даже с успехом в школах Москвы, Питера, Белгорода, имеет распространение в Крыму, в Коми, в Нижегородской и Астраханской областях.
Истоки «здоровьесберегающей технологии ведения уроков» Базарного, или системы «динамических поз», таятся в позднем СССР. Метод обучения «стоя-сидя-лежа» был представлен в 1989-ом врачом, хирургом-офтальмологом Владимиром Базарным как метод коррекции нарушения зрения и осанки у школьников. Технология была рассмотрена Минздравом и РАН, одобрена Горьковским и Ивановскими профильными НИИ и рекомендована к внедрению.
Тогда, вероятно, метод попал в струю. Кто жил во времена распада СССР, тот помнит, как ветром перемен кружило и болтало по стране самые разные «здоровьесберегающие» идеи. Уринотерапия, бег от инфаркта, аппликаторы Кузнецова и Ляпко, 40-дневное голодание, чистка печени свеклой, а суставов — резаным луком, керосиновые или скипидарные ванны… Чумак и Кашпировской в телевизоре! Исход социализма породил такую «разруху в в головах», что стала возможной и секта Столбуна, где тоже ставили эксперименты над детьми. Смятение умов было таким, что если на Красной площади вместо Матиаса Руста причалил НЛО, никто бы не удивился.
Вот и странная методика Базарного «стоя-сидя» пошла в массы, попутно утратив положение «лежа». В принципе, понятно почему — в наши классы конторки-то еле влезают, как и случилось в Казани. Куда там еще кушетки ставить. Хотя, было бы аутентично, полеживая на уроке, слушать разное про Древний Рим или Грецию. Только раба рядом да винограду не хватает. Девочкам пошли бы кушетки Рекамье, внимать про эпоху Наполеона…
В конце 90-х — «нулевых», став педагогом, профессором и музыкантом, помимо хирургии, Владимир Базарный не только дополнил свою методику, но и сделал ряд интересных заявлений. «Динамические позы» у него обогатились 3-4 минутными упражнениями — кто спорит, младшеклассникам двигаться полезно. Но вдобавок стоять за конторкой теперь надлежало на колючем коврике (привет Ляпко-Кузнецову, а еще дореволюционному гороху). И писать надо не ручкой, а каллиграфически, пером. Должно быть, вчерашний хирург, а теперь почетный педагог вдохновился примером Некрасова, либо Жюля Верна — оба писателя, по слухам, работали за конторкой. Но такая версия не объясняет, почему уроки приросли еще и хоровым пением. Хоры ведь особенно уместны на математике, а исполнять можно «Дважды два четыре…»
Вишенкой на торте предложений от 79-летнего «педагога-новатора» послужила идея раздельного обучения. Именно в таком виде его затея с конторками реализована в Белгороде. Хотя мысль и не нова, а, напротив, стара как «мелкий бес» в учительской, опознанный и увековеченный еще Федором Сологубом, обосновывает профессор ее так же как и 150 лет назад. Девочки не должны «утрачивать нежность, женственность» — тому, если вы не знаете, способствует не только разделение полов по классам, но школьная форма. Видно, как впечатлили юного Владимира когда-то школьные пелеринки и платьица, так и полюбились. Также, по его словам, для девушки куда важнее сохранение женственности, чем какая-то там самореализация. Мальчикам же «приходится мучительно ломать дух мужского воображения, ломать мужские стереотипы и выстраивать женские», — это профессор педагогики Базарный о привычном формате совместного обучения говорит. За такие высказывания его нежно любят и часто цитируют завсегдатаи разных мужских «противофемных» сообществ.
Так что, казанским восьмилеткам еще повезло. И напрасно местный департамент образования сейчас бьет себя ушами и по щекам, доказывая, что никого сборища разгневанных родителей не было, а был просто классный час. Или опровергает данные о том, что раздосадованная директриса грозилась выгнать учительницу злосчастного класса за «недостаточную работу с родителями». Нужно же, наоборот, радоваться. Что не все из методов Базарного были применены в гимназии, там даже динамики особой не произошло из-за нехватки места. Просто младшие школьники стояли за конторками, просто зарабатывали себе плоскостопие и сколиоз — подумаешь, беда какая? Не стали в Казани применять раздельное обучение, не вернули детям гусиные перья, колючие коврики под ноги не подбросили. Да и музицирование оставили до времени. Не подумали даже вводить на уроках такие «новшества» как розги, батоги и палки, мадам Куку для девочек и мальчики-колокольчикам не достались дядьки-молоточки…
Пока все это ждет внедрения такими новаторами как Владимир Базарный и директор гимназии № 14 Казани Миляуша Вахитова, нашим чиновникам от образования хочется напомнить одну важную вещь. Женевская Декларация прав ребенка была принята в 1924 году. Нюрнбергский кодекс запрещает медицинские эксперименты над людьми с 1947 г. Любые «здоровьесберегающие» новации применительно к детям требуют официального информированного согласия родителей, и без него проводиться не могут.