Сколько подобных машин осталось в разных странах мира Поделиться
В эстонской Нарве в самом разгаре «танковое сражение». Поставленный здесь много лет назад в качестве памятника советский танк Т-34 по решению правительства республики сняли с постамента и перевозят на территорию военного музея. Политическая подоплека этой акции понятна: очередной антироссийский выпад. А вот как насчет финансовой составляющей? Представляет ли этот бронированный ветеран какую-то ценность для прибалтийского государства?
Легендарную «тридцатьчетверку» установили здесь в советское время по определенному поводу. Как гласит надпись на мраморной плите: «В этом районе войска Ленинградского фронта 25–26 июля 1944 года… прорвали оборону немецко-фашистских войск и освободили город Нарву».
Сейчас, по прошествии десятилетий, такой символ победы Советской армии оказался в независимой Эстонии «памятником российской оккупации». В итоге принято решение: демонтировать и убрать подальше с глаз долой — в музейные запасники. Однако были, оказывается, и еще более радикальные, коммерчески выгодные предложения. Например — продать ретротанк…
Даже специалисты не смогли назвать точного количества доживших до наших дней «тридцать четверок»: сколько же этих танков сохранилось.
«Основная масса уцелевших Т-34 находится в армейских арсеналах, — пояснил знаток истории советской бронетехники Максим Коломиец. — Несколько таких «живых» танков можно увидеть в государственных музеях, еще 4–5 штук находятся у нас в частных коллекциях. Кроме того, много «тридцать четверок» установлено по всей стране на пьедесталах в качестве памятников. Значительная часть из них — лишь пустые коробки, но встречаются и вполне исправные машины».
В одной из публикаций удалось обнаружить такие данные: на всей территории СССР было поставлено свыше 400 танков-памятников Т-34. Однако в результате распада Союза часть этих мемориальных машин, оказавшихся в некоторых ставших независимыми бывших советских республиках, была убрана.
Подобный эпизод произошел в той же Эстонии. В городке Валга установленный там еще в 1978 году на пьедестале Т-34 подвергся жестокой «экзекуции». На волне антироссийских выступлений, возникших в республике в 1990-м, какие-то экстремисты ночью взорвали раритет. У танка была повреждена задняя часть, разворочены катки и звенья гусеницы. После этого под предлогом «ненадлежащего внешнего вида» танк сняли с постамента и увезли прочь. Достоверной информации о его местонахождении отыскать не получилось.
Несколько эпизодов со «свержением» советских танков отмечено на Украине. А в начале активного противостояния на востоке после объявления независимости республиками Донбасса тамошние ополченцы умудрились «оживить» пару снятых с пьедесталов Т-34 и использовали их во время боевых действий (хотя, скорее всего, только как моральную поддержку бойцов).
Весьма расплывчатые данные по количеству «тридцать четверок»-памятников на территориях государств дальнего зарубежья. В период существования мировой социалистической системы такие мемориалы можно было встретить во многих странах Варшавского договора, счет шел если не на сотни, то на десятки ретромашин. Однако в постсоветские годы часть этих танков была демонтирована.
Удалось найти недавние сведения по «тридцать четверкам» в Германии. Там, на территории бывшей ГДР, уцелела дюжина таких бронированных машин, находящихся на постаментах и в экспозициях под открытым небом.
«Тридцать четверками»-памятниками мог бы похвалиться даже Израиль. В этой стране, где так много выходцев из СССР, несколько трофейных Т-34, захваченных у арабов по ходу военных конфликтов в 1960–1970-е гг., потом отреставрировали и установили в кибуцах на севере страны как мемориальные знаки, напоминающие о победе над гитлеровской Германией.
Еще шире география распространения Т-34 в качестве музейных экспонатов. Наши легендарные танки можно увидеть в музеях США, Австралии…
Бронированные машины, созданные более 80 лет назад, сейчас являются выгодным товаром. И по понятным причинам — очень дефицитным.
Многие коллекционеры — любители «милитари», не прочь поставить у себя в ангаре такую «штуку». Но при наличии спроса предложений не так уж много, а цены кусаются. Вот характерное объявление, обнаруженное в дебрях Интернета: «Танк сделан на основе оригинального Т-34-85. Все элементы вооружения сняты. Данная машина подойдет для покатушек, в коллекцию или в музей. Соответствие оригиналу близко к 100%. Машина с документами. Возможна доставка до вашей базы». Ниже — впечатляющий ценник: 11 000 000 рублей.
Еще труднее раздобыть Т-34 иностранным коллекционерам. В лихие 1990-е для них было время очень удачное: на фоне воцарившегося в России вольного капитализма довольно часто ловкие люди организовывали нелегальные перевозки старых советских танков за рубеж. Потом этот канал контрабанды прикрыли. Так что теперь свободную «тридцать четверку» за пределами РФ надо еще поискать.
В связи с этим демонтируемый нынче в Нарве ретротанк наверняка вызвал бы большой интерес у потенциальных покупателей таких военных редкостей. Хотя пока этот ветеран Второй мировой — согласно официальной информации эстонских властей — не продается. Но какова окажется судьба машины в будущем, сказать трудно. Среди знатоков старой военной техники известно несколько случаев, когда в подобных ситуациях раритеты попросту исчезали в неизвестном направлении.