А также о том как сотрудники СК борются с “зацепингом” Поделиться

Ежедневно сотрудники криминалистической службы сталкиваются с самыми запутанными и неоднозначными уголовными делами. Именно от их профессионализма, внимательности и скрупулезности часто зависит успех расследования. Работа следователей-криминалистов не всегда видна широкой общественности, но без их работы по выполнению отдельных следственных действий, а также оценки и анализа результатов следственных действий и заключений судебных экспертиз раскрыть многие преступления просто невозможно.

В преддверии профессионального праздника корреспондент «МК» побеседовал со старшим следователем-криминалистом 1 отделения отдела криминалистики Западного МСУТ СК России, капитаном юстиции Сергеем Омельченко. Сотрудники данного ведомства ведут расследования самых тяжелых и резонансных чрезвычайных происшествий на объектах транспортной инфраструктуры.

“Черный ящик не панацея”: транспортный следователь-криминалист рассказал о расследовании авиакатастроф

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ЗМСУТ СК РФ

— Сергей Владимирович, расскажите, чем занимается следователь-криминалист, специализирующийся на преступлениях в сфере транспорта?

— Следователь-криминалист – это сотрудник Следственного комитета Российской Федерации, который выполняет отдельные следственные действия без принятия уголовного дела к своему производству, а также делает анализ, аккумулирует информацию и непосредственно проводит как практическую, так и методическую помощь следователям следственных отделов. Он, как аналитик следственной работы. Если кратко, то следователями-криминалистами становятся наиболее опытные следователи следственного управления. В системе Следственного комитета Российской Федерации есть как территориальные следственные управления СК России, так и специализированные, к которым относятся военные и транспортные. Транспортные следственные управления, к которым относится и Наше управление расследуют преступления, связанные с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Расследование этих преступлений включает комплекс следственных и процессуальных действий, которые выполняются как следователями, так и следователями-криминалистами, последние зачастую организовывают назначение конкретных судебных экспертиз, ставят перед экспертами необходимые вопросы и контролируют сроки их производства. Перед тем, как назначить экспертизу, следователям и следователям-криминалистам необходимо провести осмотр места происшествия, изъять техническую документацию, журналы, получить свидетельские показания и т.д.

— За последний год на территории Москвы и Московской области сколько было расследовано преступлений/инцидентов?

— С начала 2024 года на территории Москвы и Московской области расследовано более 40 уголовных дел, разных категорий, связанных с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

— Что является наиболее сложным в расследовании происшествий на транспорте? Какие нюансы нужно учитывать?

— Прежде всего все зависит от обстоятельств произошедшего, погодных условий, местности, где произошло происшествие, а также времени суток.

В зависимости от происшествия — крушение воздушного судна, схода подвижного состава, а также затопление водного судна, необходимо взаимодействие со специализированными службами и организациями.

В случае авиакатастрофы с нами параллельно ведет расследование комиссия по расследованию этого либо инцидента, либо происшествия. В этих словах есть разница. Если простым языком, то инциденты – без пострадавших – этими авиационными событиями занимается Росавиация, происшествия – с погибшими – занимается Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Иногда для тщательного осмотра и фиксации места происшествия необходимо проложить путь к фрагментам воздушного судна, потерпевшего крушение. Это может занять большое количество времени. При помощи специализированной техники необходимо набить (проложить) дорогу, не повредив интересующие следствие детали места происшествия, например части воздушного судна. Кроме того, помимо работы на месте крушения воздушного судна, одновременно проводится следственная работа на аэродроме, на месте базирования воздушного судна, изымаются: смазочно-горючие жидкости, на предмет соответствия, изымается техническая документация на воздушное судно, а также разрешительная документация на экипаж воздушного судна. Во всей комбинации следственных действий следователь-криминалист выступает, как организатор и координатор следственных действий, который анализирует полученную информацию и в дальнейшем ставить конкретные задачи для выполнения, либо принимает участие в планируемых следственных действиях.        

— По обломкам самолета можно определить, что стало причиной его падения?

— Конечно. Мы пользуемся не только расшифровкой «чёрных ящиков». Осмотрев визуально место происшествия, повреждения на фрагментах воздушного судна, можно предположить, какова причина крушения или жесткой посадки. Специалисты, осмотревшие место происшествия, могут практически сразу сказать и описать, что примерно могло произойти. Расшифровка черных ящиков подтверждает их версии.

— Бывает ли такое, что выводы экспертизы не сходятся с версией по уголовному делу? Как вы действуете в данных ситуациях?

— Иногда выводы экспертиз могут не состыковываются со следственными версиями по уголовному делу, в этом случае, работа продолжается и нацелена на устранение противоречий. В таких случаях следователями-криминалистами проводится анализ материалов уголовного дела, планируется ряд дополнительных следственных действий, таких как дополнительные допросы свидетелей, проведение очных ставок, проверок показаний на месте, предоставляются дополнительные материалы экспертам.

— Есть ли какие-то специфические методы и технологии, которые применяют криминалисты при расследовании транспортных происшествий?

— При производстве следственных действий следователями-криминалистами применяется криминалистическая техника, без которой невозможно зафиксировать обстановку на месте происшествия и добыть значимую информацию по уголовному делу. Из общедоступного: фотоаппараты, видеокамеры, лазерные дальномеры, металлоискатели, для получения информации из устройств применяется программа на ПК «мобильный криминалист».

— Какие самые запоминающиеся и сложные дела вам приходилось расследовать за время вашей практики?

— Мы сейчас расследуем дело о крушении воздушного судна «Falcon 10» в Афганистане, которое произошло 21 января 2024 года. В результате авиационного происшествия погибла семейная пара, четыре человека из шести выжили. Ими были два пилота и медицинские работники.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Мамино преображение» и уменьшение груди: пластический хирург раскрыл главные тренды индустрии красоты

По данному происшествию предварительные следствием отработаны следственные версии, но для их закрепления нам необходимо дождаться авиационно-техническую судебную экспертизу и отчет Международного авиационного комитета.

— Есть ли какие-то сложности во взаимодействии?

— Сложность заключается в том, что между следственными органами нет прямого взаимодействия, так общение с Афганской Республикой или иным иностранным государством строится направлением международных поручений через Министерство иностранных дел Российской Федерации. Этот процесс небыстрый и может длиться месяцами. В любом случае итог будет. На территории Российской Федерации был сделан колоссальный объём следственных действий — на аэродроме, где стояло воздушное судно, изъяли все жидкости, которыми мог заправляться «Falcon 10», проведены обыска у собственников самолета. По данному делу у нас направлены запросы международной помощи в Республики Индию, Таджикистан и Афганистан, а также Королевство Таиланд.

— Сотрудники вашего ведомства занимались жесткой посадкой вертолета марки Робинсон модели R-44 в районе деревни Сурмино Одинцовского городского округа Московской области. Было возбуждено уголовное дело. Что известно на данный момент?

— Как вы знаете, авария обошлась без человеческих жертв. У пилота не было травм. После совершения нескольких воздушных элементов в небе, пилот вертолета совершил жесткую посадку. Пилот самостоятельно выбрался из воздушного судна. Он был в вертолете один. Разрешение на вылет и полет у него были. Свидетелей нет – в этом  вся сложность. Пилот не являлся собственником воздушного судна. Дальнейшей эксплуатации вертолет не подлежит, ущерб составил 14 миллионов рублей. На данный момент есть сложности в предоставлении информации из-за границы, которая требуется для логического завершения дела, ожидается авиационно-техническая экспертиза и отчет МАК. 

— А как вы устанавливаете, кто виноват в железнодорожных происшествиях?

— Приведу пример ситуации. 4 апреля около 12 часов 30 минут при следовании маневрового тепловоза и электропоезда «Иволга» по стрелочному переводу на пересечении железнодорожных путей депо Нахабино было допущено столкновение подвижных составов. На место выехала следственно-оперативная группа, в частности, следователь-криминалист. Следователями осмотрено место происшествия, один подвижной состав, другой, зафиксировали какие повреждения на них были. Далее при помощи криминалистической техники «Оптик-2», обследовали территорию депо на предмет видеокамер и установили, что одна из них была направлена на ту сторону, где произошла авария. Нам предоставили записи с камер видеонаблюдения, которые позже были проанализированы. Далее, опрошены локомотивные бригады, дежурный депо. Сработал человеческий фактор. Тепловоз должен был ехать и вытаскивать другой подвижной состав, в это время электропоезд стоял на отстойнике. В «Иволге» проводилась учебно-показательная работа для молодых машинистов. Электропоезд должен был тронуться чуть вперед и вернуться назад. Помощники и машинисты связались с дежурным по депо и сообщили, что им необходимо совершить движение по рельсам. Получив условное разрешение, поезд начал движение, и через несколько секунд произошло столкновение.

На данный момент по данному факту рассматривается несколько версий происходящего, которые по совокупности полученных доказательств, проведенных следственных действий и судебных экспертиз, дадут возможность понять, кто же все-таки был виноват.

— В последнее время участились случаи с детским и подростковым «зацепингом». Как следователи-криминалисты работают в данном направлении?

— Одной из приоритетных работ криминалистическая службы нашего управления является профилактика и предотвращение такого негативного (опасного) молодежного движения, называемого «зацепингом». Это очень проблемная тема. Если в прошлом году в Москве и Московской области у нас было 8 смертельных случаев, то в этом году, на данный момент, у нас уже 22 смертельных случая еще имеются случае травмированных лиц.

Общими силами нашего управления с сотрудниками управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу проводится комплекс профилактических мероприятий таких как: беседы с несовершеннолетними; установив очередного несовершеннолетнего нарушителя, он и его родители ставятся на учет в ПДН, исследуется круг общения несовершеннолетних. Таким образом, мы выходим на людей, которые подначивают молодые умы совершать противоправные действия. Каждый сайт с противоправным контентом посредством направления запроса в Роскомнадзор блокируется. На днях мы привлекли к уголовной ответственности 20-летнего молодого человека, который в 18-летнем возрасте через группы в социальных сетях, мессенджерах, пропагандировал «зацепинг». Он выкладывал свои видео, призывал участников делиться своими «успехами» и снимать беспредел на поездах. Псевдопедагог сбрасывал в группы учебные программы для несовершеннолетних, в которых объяснялось, как им правильно залазить на вагоны, что и как можно трогать. Таким образом подозреваемый в мае и сентябре вовлек двоих 13-летних подростков из благополучных семей в занятие «зацепингом». В результате один несовершеннолетний получил тяжелые телесные повреждения на станции «Люберцы-2», а второй получил удар током и скончался на станции «Салтыковская» в Московской области. Подозреваемый арестован. Следствием проводится весь комплекс следственных действий, направленных на поиск и фиксацию доказательств причастности злоумышленника к инкриминируемому деянию, установлению причин и условий произошедшего.

Пользуясь случаем, уважаемые коллеги, искренне поздравляю Вас с Днем криминалистической службы Следственного комитета Российской Федерации! Пусть каждый из нас продолжает стремиться к совершенству и делиться опытом с молодыми следователями. Желаю всем здоровья, удачи и новых свершений на благо общества!