Содержание
Три сценария для газового транзита через Украину после запуска «Северного потока — 2» Комментарии: 6 REUTERS/Maxim Shemetov Встреча Владимира Зеленского с Ангелой Меркель какой-то конкретики в вопрос о транзитном будущем Украины не внесла.
Президент Украины Владимир Зеленский на этой неделе посетил Берлин, где встретился с канцлером Германии Ангелой Меркель. Во время переговоров они говорили в том числе и о судьбе украинской ГТС после запуска в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2». И судя по тому, что никаких победных реляций на эту тему нет, осенью уходящая на политическую пенсию Ангела Меркель не смогла предложить какую-то конкретику для нынешнего украинского руководства в этом вопросе.
Новые обещания
Риторика Владимира Зеленского и Ангелы Меркель на пресс-брифинге после их встречи напоминала песню из известного советского мюзикла «Вы не сказали да, милорд. Я не сказала – нет».
Владимир Зеленский в очередной раз пытался как-то изменить риторику Германии в отношении «Сереного потока — 2», но у него явно ничего не получалось. Чтобы заручиться хоть какой-то поддержкой, он попытался привлечь к обсуждению союзников из-за океана. Поэтому он заявил, что вопрос строительства «Северного потока — 2» должен обсуждаться в рамках «нормандского формата». Канцлер Германии Ангела Меркель, не желая брать на себя никакой ответственности, сказала, что это возможно, но говорить об этом будут позже. Возможно, уже после того, как она покинет свой пост.
В свою очередь, Меркель заверила, что Германия сделает все, чтобы сохранить транзит газа через Украину даже после достройки «Северного потока — 2». Этот вопрос она также планирует обсудить с президентом США Джо Байденом.
— Мы хотим добиться того, чтобы транзит газа через Украину остался, — отметила Ангела Меркель.
Но никаких гарантий Украине пока никто так и не дал. При этом Меркель умело возложила всю ответственность за это на Россию.
— Я вполне понимаю опасения Украины, но мы знаем, что случилось с Украиной, — заявила Меркель. — Если бы вы спросили меня 10 лет назад, будет ли аннексия Крыма или будет ли Россия помогать сепаратистам на востоке Украины, — я бы тоже не считала, что это возможно. Надо сказать, что гарантии есть и могут быть в форме договоров, но эти гарантии Россия просто нарушила, Украина отдала свое атомное оружие. Мы, с европейской стороны, вместе вели переговоры, чтобы транзит газа продолжался до 2024 года.
Как видите, вся риторика немецкого канцлера выглядит так: «даже если мы вам что-то пообещаем, то не факт, что Россия будет придерживаться договоренностей. Но наказывать за это Россию мы не планируем. Разве что в очередной раз выскажем свою глубокую озабоченность».
Фактическим признанием того, что на переговорах не было озвучено никаких решений в отношении украинского транзита, является и сообщение нынешнего руководителя «Нафтогаза» Юрия Витренко. По итогам визита в Берлин он написал сообщение в Facebook о перспективах водородной интеграции Украины в ЕС в рамках политики «Зеленого перехода». А о гарантиях для украинской ГТС написал в стиле «договорились договариваться дальше».
— Перспективы стратегического партнерства, которые позволят нам кардинально изменить ситуацию через 15-20 лет, не снимают текущие вопросы гарантирование безопасности Украины, в частности энергетической и экономической, — написал Витренко — И мы объяснили, как этой безопасности угрожает «Северный поток — 2». Поэтому и этот вопрос мы подробно обсудили. Договорились продолжить обсуждение на экспертов уровне и в более широком формате.
В связи с тем, что никакой конкретики от политиков и менеджеров «Нафтогаза» мы не услышали, то решили сами прикинуть возможные варианты развития событий в дальнейшем.
Эксперты говорят, что обещания Германии Россия вряд ли будет выполнять. Фото: president.gov.ua
Вариант 1. Все останется как есть
Европа и США продолжат спускать ситуацию на тормозах и говорить, что нынешний транзитный договор Украины и РФ рассчитан до 2024 года, и пока предпринимать какие-то радикальные шаги в этой связи не стоит. Параллельно могут вестись какие-то переговоры о том, чтобы продлить контракт и после 2024 года.
— Есть механизмы, когда, например, россияне сейчас гарантируют дополнительные объемы и дополнительные контракты не на оставшийся срок до завершения контракта, а добавят еще пять лет, — заявил экс-глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. — И эти гарантии будут чем-то обеспечены. Поэтому в случае их нарушения Украина не будет ходить по судам четыре-пять лет, а получит деньги сразу.
Такое же видение решения проблемы и у Владимира Зеленского. После поездки в Берлин он заявил, что хочет видеть гарантию 10-15 лет стабильного снабжения Украины природным газом в случае, если российский газопровод «Северный поток-2» достроят и он начнет работу.
Правда, непонятно, можно ли мотивировать Германию заставить Россию подписать такие договоренности в обмен на запуск «Северного потока — 2» в эксплуатацию. Ведь сама Германия лоббировала достройку этого газопровода и не очень будет заинтересована в отсрочке его запуска для дополнительных переговоров.
Правда, даже если этого не произойдет, то украинский маршрут может быть востребован и после 2024 года. Предполагается, что около 30 миллиардов кубометров через Украину Россия продолжит качать и после окончания нынешнего контракта. По словам экономиста Алексея Куща, это будет газ, который поставляется в такие страны, как Чехия, Словакия, Австрия и Италия. Для них украинский транзит намного выгоднее обходного через «Северный поток — 2».
Основная проблема такой работы заключается в том, что эти объемы могут быть нерегулярными. То есть в какие-то моменты Россия может полностью отказываться от транзита, а в какие-то бронировать необходимые объемы. А это приведет к тому, что Украине постоянно придется менять режим работы ГТС Украины — качать газ из природных хранилищ газа на восток, а потом в обратном направлении.
Вариант 2. Украина получит компенсацию
О компенсации для Украины после запуска «Северного потока — 2» начали говорить где-то месяца два назад. Правда, и тут никакой конкретики нет. Возможно, Владимир Зеленский получит какие-то конкретные предложения после визита в Вашингтон на встрече с Джо Байденом – их встреча запланирована на конец июля. Вот только эксперты не верят в то, что Запад компенсирует Украине потери в 3 млрд долларов в год в полной мере.
— Украина рассчитывает на какие-то компенсации, гарантии и поддержку со стороны Запада, — говорит эксперт в вопросах энергетики Юрий Корольчук. — Ничего этого не будет. Ни цента. Возможно, дадут какую-то сумму в виде кредитов. Западные партнеры будут ждать, пока ГТС вообще не станет убыточной, а затем щедрой рукой заберут ее себе.
В эту концепцию вписывается заявление главы Минэнерго о том, что в качестве защитной меры против «Северного потока — 2» Украина будет требовать применение к газопроводу европейского законодательства и искать партнеров для создания консорциума относительно украинской газотранспортной системы.
Вариант 3. Россия прекратит транзит раньше
Несмотря на то что газовый контракт заключен до конца 2024 года, чисто теоретически Россия может заплатить неустойку за непрокачанные объемы и прекратить транзит через Украину. Катастрофы и в этом случае не случится – к такому сценарию развития событий Украина готовилась еще в 2019 году. Но финансовые потери будут существенными.
В этом случае придется переводить украинскую ГТС в режим работы в реверсном режиме. А это существенно увеличит цену на транспортировку газа. Ведь сейчас при транзите российского топлива мы отбираем его на востоке и компенсируем из подземных газовых хранилищ на западе. Если же транзита не будет, то прокачивать его придется с западных границ в восточном направлении. И это будет не виртуальный реверс, как сейчас, а реальный. То есть транспортировка топлива подорожает, что тут же отразится в платежках населения.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Есть, кончено, и другие варианты развития событий. Например, Россия не успевает достроить газопровод до сентября, когда в Германии намечены выборы. Уже сейчас известно, что канцлер Германии Ангела Меркель покинет свой пост и правительство могут сформировать «зеленые», которые сейчас выступают против достройки газопровода. И вопрос введения в эксплуатацию «Северного потока — 2» будет отложен в долгий ящик.
Или же через Украину пойдет белорусский транзит газа. Это возможно, если против режима Лукашенко будут введены новые санкции.
Кто-то может всерьез обсуждать транспортировку в ЕС по украинской ГТС водорода. Но, будем откровенны – такие варианты выглядят слишком уж фантастическими.